Вопреки тому, что нам преподносят СМИ, мы в действительности живём в самое мирное время в истории человечества. Нет никаких сомнений, что мир находится в большем хаосе, чем он был, скажем, пять лет назад, но в целом дела идут намного лучше, чем полстолетия назад. Технологии связи обеспечили нам доступ к информации о глобальных человеческих страданиях, чего раньше не наблюдалось.

Слова «самое мирное время в истории человечества» на самом деле не отражают суть, поскольку история человечества по большей части была чрезмерно жестокой. Возможно, сейчас мы более цивилизованные и мирные, чем были раньше, но нам ещё многое предстоит сделать. Мы по-прежнему живём в окружении хаоса: миллионы людей ежедневно переживают собственный уникальный сценарий апокалипсиса. Вы можете подумать, что спустя тысячелетия существования мы уже придумали, как исправить худшие стороны нашей цивилизации, но это не так.

Оказывается, существуют научные обоснования того, почему наше общество – и психика – запрограммированы таким образом, который затрудняет решение больших проблем.

10. Нас невероятно легко обмануть

Логическая ошибка – это одна из тех вещей, которые удивительно трудно обнаружить, но невозможно пропустить, когда вы знаете, что ищете. Начиная от рекламы и заканчивая политикой, нас атакуют логическими аргументами, которые разваливаются даже при обычном рассмотрении. Например, политики во всём мире регулярно совершают нападки на разоблачителей и обычных людей, делая акцент на всеобщем внимании к проблеме, а не самой проблеме (эта ошибка известна как ad hominem – «аргумент к человеку»). Самое худшее? Мы попадаем в эту ловушку, поскольку она не всегда очевидна.

Это не потому, что мы тупые; просто нашему мозгу невероятно трудно обнаружить логические ошибки, особенно те, которые сопровождаются разумными аргументами. Ещё одна причина, почему они столь убедительны, заключается в том, что они апеллируют к той части мозга, которая уже хочет быть в какой-то степени убеждённой. В случае с предыдущим примером, тот, кто уже считает, что разоблачители вредны для общества – несмотря на степень их убеждённости – с большей вероятностью будет дискредитировать их информацию и личную жизнь, чем тот, кто придерживается нейтральной или благосклонной позиции по отношению к ним.

9. Мы плохо разбираемся в теории вероятности

Предположим, что к Земле мчится астероид, и вероятность столкновения составляет один к миллиону. Эта информация заставила бы большинство людей паниковать, поскольку астероид, который летит к Земле – это плохо с любой вероятностью. Интересно, однако, что если вы поднимете шансы примерно до одного из десяти тысяч, то, скорее всего, ваша паника будет такой же сильной. Это вопреки тому, что ранее шансы были не такими высокими, поскольку астероиды всё время несутся к Земле с какой-то вероятностью.

Причина заключается в том, что люди на интуитивном уровне плохо оценивают вероятность. Если монета приземлится решкой вверх пять раз, большинство людей подумают, что вероятность выпадения орла в следующий раз выше, даже если она всегда составляет 50/50, независимо от предыдущего исхода.

Неспособность определять вероятность приводит к более серьёзным проблемам. Именно она позволяет политикам побеждать, рассматривая мелкие вопросы и не решая широко распространённые проблемы. Пока проблема кажется достаточно серьёзной угрозой, она будет тревожить большинство из нас даже при низкой вероятности.

8. Мы автоматически ассоциируем себя с группами

Конфликт является неотъемлемой частью человеческого общества с тех пор, как оно появилось, и чаще всего он наблюдается между группами. Будь то религия, страна, секты, семейные кланы и тому подобное, мы находим способы объединить одних людей, чтобы они боролись с другими. Желание вписаться в группу было важной стратегией выживания, поскольку самые сильные группы в истории были единственными, кому удавалось выжить.

С другой стороны, оно также провоцирует такие проблемы, как расизм и религиозные войны. Не имеет значения, если ваша группа в целом мирная и удивительная; кто-то скажет, что она самая лучшая и рано или поздно попытается уничтожить других во имя неё.

Почему это хорошо работает каждый раз? Мы эволюцией запрограммированы на это. Многие исследования – в том числе проведённые на младенцах – доказали, что люди рождаются с врождённой тягой к тем, кто похож на них, что вполне логично, поскольку мы социальные, групповые существа. Исследования также показывают, что нас привлекают люди, которые похожи на нас, а это гарантирует, что наши потомки останутся в пределах той или иной группы. Это не означает, что природа расистская. Просто социальные пороки, такие как расизм, проистекают из того же эволюционного механизма, который когда-то давал нам определённые преимущества во враждебных условиях.

7. Нам нужны хаос и разрушения, чтобы прогрессировать

«Почему мы не можем просто мирно сосуществовать?!» С этим мнением согласился бы почти каждый, кто не извлекает выгоды из конфликта. Оно кажется вполне разумным, поскольку у нас есть доступ ко всем инструментам и ресурсы для инноваций и прогресса, и нам не нужно бороться за них. Конечно, было время, когда вторжения и войны считались необходимыми для получения редких ресурсов и достижения прогресса, однако в мире свободной торговли это больше не проблема.

В чём дело? Ответ прост: мы буквально нуждаемся в войне и конфликте, чтобы технологически прогрессировать. Подавляющее число наших самых полезных повседневных технологий появилось в результате войны. Однако речь идёт не только о технологиях; наши современные представления о свободе, правах человека, демократии и многих других вещах, которые мы сейчас воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, стали прямыми результатами войны. Процветающие и развитые империи были теми, кто использовал новый тип технологии на поле боя или, по крайней мере, новый способ использования существующей технологии. Создание новых типов стрел уступило место знаниям аэродинамики, усовершенствование брони сделало нас лучше в металлообработке, и так далее.

Это не потому, что люди по своей природе кровожадны. Дело в том, что мы способны гораздо эффективнее придумывать новые вещи, когда сталкиваемся с конфликтом и экзистенциальной угрозой. Это не означает, что мирные времена в истории были лишены каких-либо технологических инноваций; тем не менее, большинство из них появились в ходе массовых войн.

6. Память человека ненадёжна и легко поддаётся манипулированию

Все мы слышали об опасности ревизионизма и повторения ошибок истории, и всё же продолжаем наступать на те же самые грабли, как бы там ни было. Многие страны по всему миру враждуют по причинам, сходным с теми, что существовали ещё сотни лет назад. Это заставляет нас думать, что либо мы плохо ведём учёт, либо мы обречены повторять одни и те же ошибки снова и снова.

Ни то, ни другое не является верным. На самом деле мы довольно хорошо учимся на своих ошибках, о чём наглядно свидетельствует наша способность развиваться. Однако когда речь заходит об общественной памяти о прошлых событиях, она оказывается на удивление неустойчивой и легко поддаётся манипулированию. Многие исследования показывают, что до тех пор, пока ваши аргументы достаточно убедительны, довольно легко вызвать ошибочные воспоминания. Память – вовсе не точное представление прошлых событий, а беспорядочная версия, созданная вашим мозгом на основе лучших догадок и проекций.

5. Наша история ненадёжна

Люди думают об истории как о фактах, высеченных в камне. Ведение записей событий всегда считалось одной из самых квалифицированных работ практически во всех обществах в истории, и мы должны признать, что историки хорошо справлялись с ней. Вот почему мы верим им, когда они говорят, что история – это на самом деле не факты, а наши догадки о том, что произошло, основанные на доступной нам информации.

Это усугубляется тем фактом, что ведение записей было ограничено конкретными слоями обществ на протяжении всей истории; а это значит, что многие другие группы и периоды исключены из того, что мы знаем как популярная история. Поиск различных мнений и подтверждение информации из разных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *