Проблема дефицита жилья в СССР всегда стояла довольно остро. Несмотря на то, что в 1960–е технические и материальные ресурсы уже позволяли более–менее успешно решить эту проблему, все упиралось в пресловутый человеческий фактор. И тогда возникла идея молодёжных жилых комплексов: молодежь, в массе своей все еще верившая в социалистические идеалы, могла бы применить свою неуемную энергию не на далеких стройках (типа целины или тайги), а, так сказать, по месту жительства. В основу формирующейся идеологии движения МЖК легли основные принципы создания полноценной жилой среды обитания:
— каждый МЖК имеет собственную, детально продуманную социальную программу, связанную созданием соответствующих элементов инфраструктуры микрорайона — своими руками бойцы КМСО создают не только жилые дома (основа комплекса), но и объекты соцкультбыта, спорта, досуга, образования, культуры и воспитания; самоуправление по месту жительства или в форме ЖСК, или в форме кондоминиумов с собственным органом управления — Советом МЖК;
— добрососедство и взаимопомощь, в том числе — организация совместных праздников и спортивных состязаний, детских и семейных клубов, оздоровительных центров, хобби–центров, клубов технического творчества и др.;
— совместное, гармоничное и всестороннее воспитание и развитие детей;
— приоритет свободному времени (вне производства) для культурного развития и самосовершенствования человека, самореализация его в творчестве и увлечениях;
— закрепление молодёжи и подрастающего поколения на базовом предприятии.
В 1968 году в подмосковном городе Калининграде молодые учёные организовали первый отряд МЖК. В 1976 году он достроил, сдал и заселил первый дом. В 1977–м об этом социальном новшестве написала «Комсомольская правда». Статью прочитал Евгений Королёв, командир студенческого стройотряда УПИ – Уральского политеха. С командой друзей (20 командиров, комиссаров, бригадиров и научных сотрудников УПИ и УНЦ) он отправился в командировку в Калининград, чтобы изучить достижения и неудачи нового градостроительного движения. Затем им удалось представить свой план Борису Ельцину, тогдашнему первому секретарю обкома и заручиться его поддержкой.
Энтузиасты МЖК спланировали свой район: 11 жилых высоток, два детсада, поликлиника, школа, культурно–оздоровительный спортивный комплекс. Первые этажи домов отводились под детские клубы. Каждый дом имел подземный гараж на 36 боксов – а всего в МЖК наметили втрое больше боксов, чем было машин на тот момент. Над гаражами – спортплощадки. Запланировали даже освещённую шестикилометровую «тропу здоровья». Кроме спортивно–оздоровительных объектов, в план заложили и Дом Культуры (в котором давали свои самые первые концерты звёзды Свердловского рок–клуба), и магазин. Главную цель эксперимента председатель оргкомитета Свердловского МЖК Евгений Королёв сформулировал так: «Человек строит дом — дом строит человека».
Горисполком отмерил МЖК 11 гектаров в районе Каменных палаток. Дольщиками Свердловского МЖК стали домостроительный комбинат, НПО автоматики имени Н. Семихатова, НПО «Вектор» и УПИ – политех. Они получали на МЖК деньги из Москвы и формировали отряды строителей и будущих жильцов. Строителей отпускали с места работы, сохраняя стаж и небольшую зарплату. Но первые два года эмжэковцы строили не свои дома, а цех больших панелей на ЖБИ – заводе железобетонных изделий: без этих панелей нельзя было соорудить запланированный комплекс.
Первый камень первого здания был заложен 29 октября 1980 года. Каждую смену на стройплощадку выходили 5–6 отрядов общей численностью примерно 150 человек. Каждым отрядом командовал комиссар. Подразумевалось, что один отряд — один подъезд. Управлял всем процессом выборный оргкомитет МЖК. Деятельность работника оценивалась по его „дневнику“ : каждый эмжэковец имел особую тетрадь, в которой перечислял свои » полезные дела «, которые должны были быть подтверждены подписями „свидетелей. За » полезные дела » бригада начисляла баллы, от их количества зависела очерёдность выбора квартиры: у кого больше баллов — у того больше выбор.
Был риск, что социалку бросят, когда возведут жильё, но непримиримый и несгибаемый идеалист Королёв стоял стеной : отряды МЖК, сдав 1500 квартир, доделали и садики, и больницу, и прочие проекты. На первых этажах заработало 48 детских кружков и детских клубов. В школу по конкурсу набирали педагогов со всего СССР. В МЖК был даже бассейн, чтобы учить младенцев плавать.
В 1985 году Свердловский МЖК получил премию Ленинского комсомола — самую престижную молодёжную награду СССР. МЖКовцы попросили выдать премию дефицитной телеаппаратурой, которая легла в основу первого в СССР кабельного телевидения: студия распологалась на кухне Евгения Королёва. Инженер Александр Мих смонтировал сеть сначала на подъезд Королёва. В 1986 году провода оплели весь МЖК. Мих возглавил телецентр и сам снимал выступления участников » Городской трибуны » Геннадия Бурбулиса: Гавриила Попова, Бориса Ельцина, Андрея Сахарова, Галины Старовойтовой. Потом телевидение МЖК транслировало это записи на весь жилой комплекс…
Сказка закончилась с распадом СССР. Выяснилось, что как общая собственность МЖК не существует: квартиры принадлежали жильцам, территория — городу, а объекты соцкультбыта – дольщикам, которые в 1989—1990 гг. потеряли все средства на социальные программы. И когда началась приватизация, они охотно скидывали с баланса нерентабельную социалку тем, кого скоро будут именовать „новыми русскими“. Например, бывший председатель оргкомитета МЖК Сергей Хорошилов получил под свой контроль культурно–оздоровительный спортивный комплекс МЖК.
Судьба Евгения Королева сложилась не менее драматично, как и его проекта: в конце 80–х он стал депутатом Верховного Совета СССР, но, как и многие идеалисты, в начале 90–х был выдавлен из большой политики. В 90–ые он безуспешно пытался найти себя в бизнесе, но и там в то время преуспевал другой тип людей. В 2002 году он бросил всё и уехал в Индию – к гуру Сатьи Саи Бабе. Через несколько лет его — полусумасшедшего с туберкулёзом и пиелонефритом — увезёт в Россию „коллега“ по секте Маргарита Санникова. Она поселит гостя у себя дома, в селе Отрадном под Владивостоком. Здесь Королёв начнёт писать стихи и фотографировать бегущую воду. Но в 2010 году Санникова вдруг сдаст его в психушку, где он вскоре умрет. Санникова заберет тело себе и сожжёт у себя во дворе, на месте сожжения закопает прах и устроит мемориал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *