Причины развала социалистической системы сейчас известны всем. Основная, это невозможность конкурировать со свободным миром. Сейчас многие ищут этому объяснение, особенно это адепты секты «свидетелей совка». При этом эти недалекие люди обвиняют в крахе социализма кого угодно: Горбачева, Госдеп США, пятую колонну, сионистов, масонов, рептилоидов и так далее. Искать виноватых могут только неудачники. А на самом деле, все обстояло намного проще. И толчком к этому процессу стали сами коммунисты. Точней их тупость и бестолковость.

В конце 80-х годов прошлого века социалистический лагерь переживал не лучшие времена. Страны, входящие в организацию СЭВ лихорадило без конца. Причиной этому были экономические вопросы, плановая экономика, основанная на распределении сверху себя окончательно изжила. Торговля ресурсами и помощь «большого брата» не могли спасти ситуацию.

Основные процессы распада происходили в Восточной Германии — ГДР. Немудрено, ведь после окончания Второй мировой войны эта страна оказалась разделенной на две части. Социалистическая ГДР не могла конкурировать с капиталистической ФРГ, уровень жизни в двух странах отличался на порядок. Из ГДР люди старались убежать в соседнюю страну, проще всего это было сделать в Берлине, который также был разделен на две части. Именно для этого и была построена Берлинская стена, коммунисты быстро поняли, что народ им не удержать, в ГДР не осталось бы жителей.

Гюнтер Шабовски был крупным партийным восточногерманским функционером СЕПГ (прим.- Социалистическая единая партия Германии, полный аналог КПСС в ГДР). В ГДР он занимал пост первого секретаря Берлинского окружного комитета партии, его даже считали приемником первого секретаря СЕПГ Э. Хоннекера.


Г. Шабовски выступает на митинге в Берлине, 4 ноября 1989 года.

Шабовски был единственным политическим руководителем, который выступил на демократическом митинге в Берлине 4 ноября 1989 года. Правда во время выступления его освистал народ, люди устали от вранья коммунистов. Однако после этого выступления Шабовски был назначен на должность секретаря СЕПГ по вопросам информации. А уже 9 ноября состоялась, наверное самая известная его пресс-конференция в берлинском медиа-центре IPZ. На эту пресс-конференцию были приглашены иностранные журналисты, а сам зал был напичкан прослушивающей аппаратурой, которую установила тайная полиция ГДР «Штази».


Пресс-конференция 9 ноября. Г. Шабовски сидит в президиуме второй справа.

Сама пресс-конференция началась в 18.00 по берлинскому времени. Началась она скучно, Шабовски рассказывал про партийную работу, недостатки и как их преодолеть. Во общем все как положено на рядовом партийном собрании. Стоит отметить, что к тому времени в германских партийных кругах еще до этого обсуждался вопрос свободного передвижения граждан ГДР в соседнюю ФРГ. Инициатором рассмотрения этого вопроса был сам народ, который устал жить в социалистическом хлеву.

Самое интересное случилось через час после начала конференции. Итальянский журналист задал Шабовски вопрос: «Вы не считаете, что было большой ошибкой появление на днях положений достаточного ограниченного закона о свободе передвижения»? Шабовски занервничал, он достал из портфеля небольшую бумажку, и попытался сказать что-то несвязное. И тут же из зала был задан второй вопрос. Его задал корреспондент газеты «Бильд» и звучал он так: «Так когда же закон вступит в силу»? Шабовски растерялся, снова повертел в руках бумажку, однако выдавил из себя фразу, которая стала вероятно самой главной в его жизни: «Насколько я знаю, прямо сейчас». После этой фразы пресс-конференцию быстро свернули, но было поздно.


Та самая бумажка с тезисами, которую вертел в руках Шабовски. В настоящее время хранится в Берлинском Доме истории.

Существует мнение, что перед началом конференции вопрос о законе свободного передвижения обсуждался в Политбюро СЕПГ. Но Швабовски на нем не присутствовал. Он просто не знал о чем речь. Однако слово, как известно, не воробей. Пресс-конференция транслировалась в прямом эфире. И тут же на улицы вышли тысячи горожан по обе стороны берлинской стены. По обе стороны барьера началось стихийное действо, именно тогда сами горожане и начали ломать преграду на пути к новой жизни. Военнослужащие, несущие службу на КПП между разделенными берлинскими секторами, мешать людям не стали. Ну а 10 ноября 1989 года жители Германии уже встречали в новом мире.

На эти события реакция от собратьев от советских коммунистических лидеров оказалась запоздалой. Учитывая разницу во времени, вероятно советские крупные партийные чиновники, туго набив свои ожирелые телеса дефицитными продуктами из спецраспределителя, отходили ко сну. А утром настало новое время. Разумеется, они возмутились. Но что они могли поделать? Разве только злобно похрюкивать из своего загончика, под названием Политбюро. Ну а далее процессы, запущенные в ГДР стали необратимы, дело было только во времени.

Ну а Гюнтеру Шабовски, после крушения социализма в Германии, пришлось начинать новую жизнь. Он устроился на работу в местную газету, простым редактором. Проходил обвиняемым по делу «о Политбюро», судебном процессе против руководства ГДР. Вину свою признал, был осужден. Стоит отметить, что Шабовски был единственным из партийного руководства, кто признал свою вину. Из тюрьмы был выпущен через некоторое время. Умер Шабовски в 2015 году в доме престарелых.


Жители Берлина на Берлинской стене. Ноябрь 1989 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *