Минобороны РФ впервые раскрыло данные о жертвах среди советских военных на Кубе в 60–е годы, включая период, который получил в истории название Карибского кризиса. Согласно этим данным, за два года, начиная с 1 августа 1962 года по 16 августа 1964 года, на острове погибли 64 гражданина СССР.
Эксперты назвали число погибших на Кубе советских военных сравнительно небольшим – с учетом состояния армии той поры и условий, в которых приходилось действовать личному составу вооруженных сил.
«Небольшими эти потери можно считать, конечно, только исходя из советской логики, – заметил в этой связи независимый военный аналитик Александр Гольц. – С количеством жертв у нас никогда не считались. А в ходе операции «Анадырь» было развернуто несколько тысяч военнослужащих, которые оказались в совершенно непривычных для себя климатических условиях, и, скажем откровенно, их совершенно не готовили к высадке в тропиках. Само название операции об этом недвусмысленно говорит (Анадырь – город на крайнем северо–востоке России (Чукотка) со среднегодовой температурой –6,9 градуса по Цельсию). Известна история о том, что они ехали туда с валенками, тулупами и так далее. Сюда же следует добавить, что военные медики толком не знали, как действовать в таких климатических условиях. Все это и вело к потерям».
В свою очередь, независимый аналитик Вадим Макаренко заметил, что здесь надо еще учитывать, что советские военнослужащие оказывали помощь кубинцам при стихийных бедствиях.
«Плюс болезни, плюс сложность адаптации к местным климатическим условиям, – добавил он. – К тому же, не забудем, это начало 60–х годов, транспорт, логистические системы работали тогда слабо. Так что потери тут не связаны с какими–то особыми операциями. Это, скорее, результат обустройства на новом месте, отсутствие нормальных госпиталей. Эти части не были вписаны в нормальную инфраструктуру военной жизни. Могли быть и потери случайного порядка. По опыту знаю, что случались такие годы, когда и по нескольку человек гибли в какой–нибудь небольшой части даже в обычных условиях. По крайней мере, так было раньше, в советское время».
10 июля 1962 года на Кубу под видом специалистов сельского хозяйства отправилась передовая рекогносцировочная группа. Ее возглавлял командующий войсками Северо–Кавказского военного округа генерал армии Исса Плиев.
9 сентября 1962 года на Кубу были доставлены первые советские баллистические ракеты. Позднее были доставлены ядерные боезаряды к ним. На Кубу отправлялись два вида баллистических ракет средней дальности — Р–12 с радиусом действия более 2 тысячи км и Р–14 с дальностью действия более 4 тысяч км. Они были оснащены ядерными боеголовками мощностью в 1 мегатонну. Всего было запланировано разместить 40 ракет, 24 Р–12 и 16 Р–14.
Численность группировки советских войск на Кубе достигала 50 тысяч человек. На остров были доставлены четыре мотострелковых полка, два танковых батальона, 40 истребителей МиГ–21, 28 бомбардировщиков Ил–28, зенитно–ракетные комплексы С–75, два подразделения крылатых ракет, артиллерия.
14 октября 1962 года американский самолет–разведчик U–2 сфотографировал стартовые позиции советских баллистических ракет. Идентифицировать их помогли материалы, предоставленные американским и британским агентом, полковником ГРУ Олегом Пеньковским. Он был арестован 22 октября, в день объявления американской морской блокады Кубы.
Карибский кризис был урегулирован джентльменским соглашением Хрущева и президента США Джона Кеннеди. СССР эвакуировал с Кубы ракеты, ядерные боеголовки и другие наступательные вооружения и обязался не размещать их там впредь. США сняли блокаду Кубы, но получили право контролировать вывоз ракет, досматривая советские суда в море, что было крайне унизительно для Москвы. Американцы также обещали не предпринимать военной интервенции против режима Кастро.
Несколько месяцев спустя США вывели из Турции ракеты средней дальности “Юпитер”, размещение которых в 1961 году побудило Хрущева решиться на кубинскую авантюру. К 1963 году эти ракеты уже устарели, и Кеннеди не рассматривал их вывод как уступку Советскому Союзу.
По итогам операции “Анадырь” 1001 военнослужащий “за образцовое выполнение специального задания правительства” был награжден орденами и медалями, в том числе 18 человек — орденом Ленина, 38 — орденом Красного Знамени, 591 — орденом Красной Звезды.