Группа американских и канадских исследователей под руководством Ричарда Карлсона из Института науки Карнеги в Вашингтоне обнаружила на северо-западе Канады породы, содержащие в себе следы земной коры, образовавшейся практически одновременно с нашей планетой. Вероятно, открытие позволит больше узнать о движении тектонических плит вскоре после формирования Земли.

Учёные с помощью современных технологий провели датировку ряда изотопов, обнаруженных в гранитных породах на территории Канадского щита, – самария-147, неодима-142 и неодима-144. В результате специалисты пришли к выводу, что возраст «древнейшей коры Земли» составляет примерно 4,2 миллиарда лет, то есть она появилась всего лишь через 200 миллионов лет после того, как «зародыш» нашей планеты образовался газопылевом диске молодой Солнечной системы.

Как поясняют специалисты, неодим-142 является продуктом распада самария-146, и чем меньше этого изотопа содержится в породах, тем ближе они находились к поверхности Земли в момент ее формирования. Самарий-146, в отличие от самария-147, является крайне нестабильным элементом.

В результате специалисты пришли к выводу, что состав некоторых из изученных пород соответствует тому, которым, согласно существующим представлениям, должна была обладать древнейшая земная кора. При этом на поверхности планеты она, по словам учёных, находилась на протяжении полутора миллионов лет, а это с высокой вероятностью означает, что движение тектонических плит началось далеко не сразу после образования планеты.

Исследование опубликовано в журнале Science.

Ранее о том, что тектоническая активность на Земле могла наблюдаться не сразу, заявила и другая группа учёных – специалисты из Университета Мэриленда в Колледж-Парк заявили, что в далёком прошлом земная кора представляла собой единый «панцирь», и лишь потом в ней появились трещины, а в дальнейшем и отдельные плиты, впоследствии ставшие континентами.