Флегрейские поля, расположенные близ Неаполя, представляют собой одну из немногих гурстонаселенных территорий, под которыми земная твердь буквально плавает в лаве. Новое исследование, проведенное учеными из итальянского Национального института геофизики и вулканологии, показало, что спящий вулкан в этих местах пробуждается. По одной из версий, именно его извержение 40 тысяч лет назад стало одной из ключевых причин, по которым вымерли неандертальцы.

Первые признаки того, что древний супервулкан пробуждается, исследователи заметили ещё в середине прошлого века, однако новые данные свидетельствуют об этом особенно очевидно. Специалисты провели компьютерное моделирование и пришли к выводу, что давление газов в магме под некогда крупнейшим, а ныне разрушенном и «дремлющи» вулканом, достигло критического уровня. Это не позволяет с уверенностью назвать дату извержения вулкана, однако даёт основания предположить, что вероятность подобного события стремительно увеличивается. Если извержение действительно состоится, оно будет представлять для людей значительную опасность, утверждают исследователи.

Предполагается, что примерно 40 тысяч лет назад произошло суперизвержение Флегрейских полей, почти совпавшее по времени с извержениями вулканов Казбек на Кавказе и Святая Анна в Южных Карпатах. По некоторым версиям, это привело к наступлению так называемой вулканической зимы — похолодания планетарного климата на 5–10 градусов по шкале Цельсия вследствие загрязнения атмосферы пеплом. Эти изменения могли послужить причиной исчезновения неандертальцев, в силу тех или иных причин не сумевших приспособиться к изменённому климату.

Последнее извержение на Флегрейских полях произошло 29 сентября 1538 года. Оно продолжалось до шестого октября, и привело к образованию шлакового конуса Монте-Нуово. С тех пор вулкан активности не проявлял.

Новое исследование представлено на страницах научного журнала Nature.

Напомним, ранее группа исследователей, представляющих Университет Вандербильта, пришла к выводу, что наверняка узнать о грядущем извержение супервулкана, которое поставило бы под угрозу существование человечества, люди смогут не раньше, чем за год до подобного события.