Группа учёных, представляющих Высший совет по научным исследованиям Испании и ряд итальянских научных организаций, изучила углистые хондриты, ранее обнаруженные в Антрактиде. Как предполагают исследователи, в прошлом метеориты, подобные этим, могли сыграть одну из ключевых ролей при формировании жизни на нашей планете.

Углистые хондриты состоят преимущественно из углерода, и на их поверхности в космосе могут образовываться сложные органические вещества. При этом долгое время специалисты сомневались, не сгорали ли такие вещества в атмосфере, если метеориты входили в атмосферу планет, и могла ли жизнь на Земле появиться отчасти именно благодаря таким метеоритов.

Учёные измельчили найденные в Антарктиде фрагменты астероидов, подвергли их нагреванию, а затем поместили в солёную воду — примерно такие «испытания» предстояли бы вошедшему в атмосферу метеориту. При этом в воде также содержалось вещество под названием формамид — как предполагается, на его основе появились сначала нуклеотиды и аминокислоты, а затем — состоящие из них ДНК и РНК.

Как оказалось, во время эксперимента хондритные метеориты действительно выполняли роль катализатора, превращая формамид в более сложные соединения, лежащие в основе химической эволюции. При этом на поверхности Земли веществ аналогичных тем, что содержатся в углистых метеоритах, нет, и это позволяет предположить, что камни из космоса сыграли свою роль в появлении первых форм жизни.

Результаты исследования представлены в журнале Scientific Reports.

Хондриты представляют собой наиболее распространённую подгруппу в классификации метеоритов. Они составляют 92,3 процента от числа каменных метеоритов и 85,7 процента от общего числа метеоритов, падающих на Землю. Своё название они получили потому, что содержат хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава.