Цианотипия возвращает нас в далёкое прошлое, её история уходит глубоко к истокам фотографии. Этот процесс, в основе которого лежит светочувствительность комплексных солей железа, был открыт в 1842 году Джоном Гершелем, астрономом и изобретателем.
Отпечаток, выполненный в этой технике, как правило, имеет ярко-голубой цвет, но в зависимости от ряда факторов, в особенности в сочетании с тонированием, может быть окрашен в любой из оттенков сине-фиолетового спектра. Хотя цианотип может быть также выполнен в коричневых тонах, это используется не так часто, ведь именно голубой цвет является главной причиной интереса к этому процессу, что так же отражено в его названии (cyan (англ.) – голубой, циан).
Второй по значимости причиной является то, что этот метод предполагает ручной полив эмульсии, а значит, в игру вступают такие важные художественные факторы как экспрессия мазков, характер границ изображения и фактура поверхности бумаги. Ручной полив и специфическая пластика цианотипа имеют свойства скрывать лишнюю детализацию, оставляя для нас всю суть фотографии. Таким образом, этот процесс не может подойти для каждого сюжета, так как он требует особого внимания к деталям, к тому, что нужно скрыть, а что показать.
Как уже было отмечено, основа цианотипии – светочувствительность комплексных солей железа. Для приготовления эмульсии необходимы два химических реактива: это красная кровяная соль и лимонно-аммиачное железо. В некоторых случаях можно сульфаминовая кислота купить. Из них изготавливается два раствора, которые затем смешиваются в равных пропорциях непосредственно перед нанесением эмульсии на основу. Основой может служить акварельная бумага или натуральная ткань. От белизны бумаги зависит чистота светов.
Так как эмульсия имеет достаточно малую светочувствительность, процесс требует контактной печати, то есть размер негатива должен быть равен размеру итогового отпечатка. Но самое главное в этой технологии то, что для экспонирования необходимо ультрафиолетовое излучение: яркое солнце или специальная УФ установка с лампами, как в солярии.
Эмульсия наносится кистью при неактиничном свете, подойдёт электрический комнатный, но не дневной свет. Затем подготовленная фотобумага просушивается, после чего можно начинать работу. Далее негатив скрепляется с бумагой при помощи специальной рамки и помещается под действие УФ излучения. Контраст изображения будет зависеть только от контрастности негатива и качества эмульсии, а плотность регулируется путём опытного подбора времени экспозиции. Затем отпечаток промывается в проточной воде, и невостановленное железо вымывается водой.