После террористических атак 11 сентября администрация Буша и Министерство юстиции разработали обширную контрразведывательную программу, которая должна была осуществляться Центральным разведывательным управлением (ЦРУ). План включал в себя несколько закодированных, вводящих в заблуждение и эвфемистических терминов, таких как «усовершенствованные методы допроса», «фаза повышенного давления» и «постоянное кондиционирование». Однако все эти действия имели общий знаменатель: пытки.
Недавно опубликованные рассекреченные документы, в том числе 535-страничное исследование, проведённое Специальным комитетом США по разведке (англ. Senate Select Committee on Intelligence; SSCI), пролили свет на то, как ЦРУ проводило малоэффективную кампанию, направленную на сбор информации о потенциальных террористах. Более того, Марк Денбо, адвокат заключённого в Гуантанамо Абу Зубайды, опубликовал наглядный отчёт, в котором подробно описываются нарушения прав, с которыми его клиент столкнулся в секретных тюрьмах.
Если обычный «подозреваемый в терроризме», независимо от того, был ли он признан виновным или нет, оказывался в тюрьме, его ожидали следующие жестокие пытки…
10. Лишение сна
Цель данного метода, согласно ЦРУ – «уменьшить способность человека быстро соображать и посредством дискомфорта, связанного с отсутствием сна, мотивировать его к сотрудничеству». Практика варьировалась от семи дней непрерывного бодрствования до постоянного недосыпания на протяжении трёх месяцев.
В течение 2003 года заключённые подвергались «методу постоянного перемещения», который состоял в том, что их каждые несколько часов переводили из одной камеры в другую, чтобы нарушить режим сна и не допустить сопротивления во время допроса. Тактики включали в себя использование холодной воды, яркого мигающего света и голодание. Лишение сна также сочеталось с другими методами допроса, такими как громкая музыка.
9. Громкая музыка
По сравнению с другими пытками, которые присутствуют в правительственной программе, громкая музыка (не выше 79 децибел) может показаться относительно безвредной. Тем не менее, сержант Марк Хадселл, член команды по проведению психологических операций, раскрыл гораздо более зловещую сторону данной тактики: «Если вы будете слушать музыку на протяжении 24 часов, функции вашего мозга и тела начнут ухудшаться, ваш ход мыслей замедлится, а воля сломается. После этого появляемся мы и начинаем вести допрос».
В течение нескольких дней задержанные были вынуждены непрерывно слушать песни, которые включали “The Real Slim Shady” Эминема, “Saturday Night Fever” Bee Gees и “We Are the Champions” Queen, а также “I Love You” Barney и Meow Mix Song. Целью было спровоцировать безумие.
Кроме того, чтобы продемонстрировать презрение к мусульманской культуре и вере, охранники включали арабскую музыку в первый день Рамадана — вопиющее пренебрежение исламским законом.
8. Содержание в замкнутом пространстве
ЦРУ часто помещало задержанных в тёмное, замкнутое пространство на длительные периоды времени. В таких условиях тело испытывает мучительную физическую боль в результате мышечных сокращений. Также наблюдается снижение чувствительности под воздействием темноты.
Зубайда рассказал, что он в течение многих часов проводил время в приспособлении, которое он назвал «собачьей будкой». Он заявил: «После того как они заперли меня в том ящике, я попытался сесть, но тщетно. Ящик был слишком маленьким. Тогда я решил свернуться калачиком, но у меня не получилось сделать и этого. Стенки были слишком жёсткими».
Чтобы усилить воздействие пытки, в ящик подбрасывали насекомых. И хотя они были безвредными, жертва не понимала этого до тех пор, пока её не освобождали.
7. Пытки водой
В средствах массовой информации много писали и обсуждали противоречивое применение пыток водой. По словам Малкольма Нэнса, бывшего чиф-петти-офицера ВМС США и эксперта по борьбе с терроризмом, те, кто не считают пытки водой мучением, лгут.
«Пытка водой – это не симуляция. Если вас не привязывали к доске, если вы не бились в агонии от того, что вода подавляла рвотный рефлекс, если вы не чувствовали, как вода непроизвольно заполняет ваши лёгкие, значит, вам не понять, что это такое», – заявил он.
Короче говоря, пытка водой – это контролируемое утопление. Лицо задержанного накрывают полотенцем, а тело привязывают к доске. Затем его опускают под таким углом, чтобы голова располагалась ниже остальной части тела, ближе к земле. Величина угла непосредственно связана со степенью жестокости пытки. После этого в нос и уши задержанного начинают медленно заливать воду, которая затрудняет дыхание, вызывая ощущение удушья и панику.
Пытки водой, помимо прочих методов, включённых в данный список, применялись на американских солдатах в рамках противоречивой военной программы SERE. Это якобы должно было закалить их и помочь в случае захвата врагом. Однако доказательства того, что «враги» Америки когда-либо подвергали заключённых пыткам водой, отсутствуют. По всей видимости, правительство просто хотело испытать данный метод.
6. Захват и удержание головы
Данный метод заключается в том, что дознаватель при помощи рук обездвиживает голову задержанного. Это позволяет установить полный контроль над допрашиваемым.
Не стеснённый никакими процессуальными ограничениями, дознаватель может оказывать неограниченное давление на голову задержанного. Захват и удержание головы часто используется в качестве дополнительной техники и сочетается с другими методами пыток, чтобы усилить воздействие.
5. Стена
Это метод пыток, при котором задержанного плотно прижимают к гибкой стене так, чтобы его лопатки соприкасались с поверхностью, а голова и шея поддерживались свёрнутым капюшоном или полотенцем. Цель – больше запугать, чем причинить боль. Тем не менее, SSCI точно описала эту практику как «удар о стену».
Официальных инструкций ЦРУ, по сути, не существовало; это означало, что количество применяемой силы – и повторений – полностью зависело от дознавателей. Зубайда рассказал, как заключённых, голых и закованных в цепи, били головой о бетонные стены. Гибкие стены из фанеры не использовались на самом деле. А если и использовались, то только с единственной целью – свести к минимуму доказательства жестокого обращения (синяки, раны и тому подобное).
Уважение к верховенству закона, казалось, напрочь отсутствовало, не говоря уже о человеческом сострадании. Дознаватели однажды подвергли рассматриваемому виду пыток двух заключённых, у которых были сломаны ноги, несмотря на то, что ЦРУ запретило это делать. Кроме того, качеству получаемой информации уделялось мало внимания. Учитывая высокий риск черепно-мозговой травмы, признания не могли быть надёжными.
4. Сексуальное насилие
Это был неофициальный метод. О нём не упоминалось ни в одном официальном документе – так что палачи могли делать всё, что пожелают. Сексуальное домогательство, принуждение к половым актам, удары электрическим током по гениталиям и изнасилования – всё это использовалось с целью унизить жертву.
И всё это ЦРУ делало вопреки религии. Нарушая табу, чтобы вызывать эмоциональное расстройство, женский персонал, к примеру, снимал блузки во время допросов или танцевал на коленях у мужчин. Одна из женщин оставила «менструальную кровь» (в действительности красные чернила) на теле одного из задержанных. Что касается задержанных женщин, то их насиловали на глазах у мужчин.
В свете этих откровений сексуальное насилие над заключёнными в Абу-Грейбе кажется гораздо менее аномальным. На самом деле оно настолько распространено, что многие люди в странах, оккупированных США, считают его стандартным методом издевательств в американских центрах содержания под стражей.
3. Угрозы
Отнюдь не стремясь исправить негативное восприятие американских военных, дознаватели использовали его в своих интересах. Это делало их угрозы более правдоподобными. Они могли угрожать задержанному изнасилованием и убийством матери или семьи, зная, что он непременно поверит в это.
Использовались также угрозы и жизни заключённых. Чтобы придать им достоверность, иногда устраивались инсценировки казней. Однажды охранники начали громко кричать за дверью комнаты для допросов, после чего выстрелили из пистолета. Через несколько минут задержанного вывели из комнаты и провели мимо «трупа» переодетого охранника, неподвижно лежавшего на полу.
И хотя угрозы не были одобрены на официальном уровне, их всё равно разрешали применять, но только при каком-то условии. Например, дознаватели не могли сказать: «Мы изнасилуем и убьём твоих детей», однако они могли заявить: «Мы изнасилуем и убьём твоих детей, если […]».
2. Наркотики
ЦРУ постоянно применяло препараты, меняющие сознание. И один из них – хинолоновые антибиотики – по всей видимости, используется для пыток до сих пор.
Мефлохин, противомалярийное средство, вызывает тяжёлые нейропсихологические эффекты, включая паранойю, агрессию, галлюцинации, атаксию, судороги и суицидальные мысли. Это также может привести к необратимому повреждению мозга, длительным припадкам и, в частности, ухудшению памяти. Эти симптомы поражают 25% пациентов.
Известно, что каждому заключённому Гуантанамо по прибытии давали 1250 мг (в пять раз больше рекомендованной дозы) с намерением вызвать вышеупомянутые симптомы.
1. Ректальная регидратация
Питательная клизма в настоящее время в медицине встречается редко. Она появилась в Средние века и вышла из моды более ста лет назад. Внутривенные вливания безопаснее и эффективнее; они предотвращают повреждение, воспаление, пролапс и гниение пищи в пищеварительном тракте. В любом случае, толстый кишечник не способен расщеплять жиры и белки, необходимые для полноценного питания.
Тем не менее, ЦРУ описало ректальную дегидратацию или ректальное кормление как «хорошо признанную медицинскую технику». По словам главного дознавателя, цель её применения состояла в том, чтобы получить «тотальный контроль над задержанным».
Одному из заключённых, как утверждают, измельчили и ректально ввели хумус, макароны с соусом, орехи и изюм. По словам тем, кто видел, как проводится данная процедура, «вы засовываете трубку как можно дальше, поток никто не регулирует».