В Турции намечается новый мегапроект – создание “второго Босфора”, о котором мечтали султаны Османской империи, начиная с Сулеймана Великолепного.
Зачем Турции второй канал и чем это грозит России?
Сейчас доступ кораблей в Черное море из Мраморного по полностью контролирует Турция, обладая суверенитета над проливами Босфор и Дарданеллы. Исторически это происходило так.
Еще в 1936 году в швейцарском городке Монтре был подписан определенный договор на котором настояла сама Турция. Суть Конвенции состоит в том, что все страны поделили на “черноморские” и “нечерноморские”. “Черноморские” страны имеют право на провод своих кораблей в Черное море в любом количестве, но нужно предварительно уведомить турецкую сторону. А вот “нечерноморские” страны имели ограничения: по тоннажу судов и срока их нахождения в Черном море (максимум 21 день)
При этом важно еще то, что в случае опасности для себя Турция вообще имеет право закрыть проход для судов.
И вот на днях Эрдоган заявил, что: “Мы построим канал «Стамбул». Но кое-кто говорит, что мы этого не сделаем… Что Турция имеет от соглашения Монтрё – что она выиграла, что потеряла?”
Это значит, что несмотря на непростое экономические состояние Турции каналу “Стамбул” скорее всего быть. Это будет очень дорогостоящий проект, но это будет символ правления Эрдогана и канал уже называют неофициальным названием “сумасшедший канал”.
Стоимость проекта, по разным данным, оценивается в 15-20 миллиардов долларов. Рукотворный пролив будет длиной 45-50 километров, глубиной 25 метров, средняя ширина 150 метров. Такие размеры позволят проходить через него большим пассажирским лайнерам, танкерам и даже подводным лодкам. Для сравнения, Суэцкий канал сейчас порядка 20 метров в глубину и до 350 метров шириной. По берегам “Канала Стамбул” должны быть построены резиденции и частные дома.
Интересно, что по проекту судоходный канал должен соединить Мраморное и Черное моря, превратив историческую часть Стамбула в остров.
Конечно же основной причиной необходимости в этом канале Турция называет различные происшествия в проливах. И действительно, аварии происходят. Например в 1979 году румынский танкер “Independent” столкнулся с другим судном. Корабли загорелись и в воду попало значительное количество нефти.
Справедливости ради, стоит заметить, что у проекта есть множество противников и в Турции, особенно из оппозиции. Так, мэр Стамбула Экрам Имамоглу заявил, что существует 15 причин, по которым канал нельзя строить. Часть этих причин чисто экологические. Новый канал увеличит сток из Черного моря, в том числе туда устремятся с большей силой и загрязненные воды из Дуная. При этом течение в направлении Черного моря в “настоящем” Босфоре может ослабнуть. Все это, подчеркивает Гюнай, отрицательно скажется на морской фауне в Черном, Мраморном и Средиземном морях.
Кроме того, есть такое опасение, что превращение Стамбула в остров опасно как с точки зрения обороны, так и в плане эвакуации в случае землетрясения, при том что мегаполис находится на тектоническом разломе.
Что же означает реализация этого инфраструктурного проекта Анкарой для всех черноморских стран, включая Россию?
Как мы видим на карте, появляется параллельная водная артерия, которая получается не попадает ни под какие договоренности. Конечно же страны в мире захотят сделать что то с этой ситуацией. Сейчас идут споры что станет с Конвенцией Монтрё, то ли она может продоожить действовать, то ли исходя из геологических определений уже не будет действовать на новый канал. Но одно точно – Турция будет активно лоббировать создание нового соглашения и там жестко диктовать свои условия.
Учитывая, что Турция находится в НАТО, то можно не сомневаться, что нормы новой Конвенции не пойдут на пользу России и ее Черноморскому флоту. Права России постараются урезать по из всех наших правителей в свое время именно И.В. Сталин максимально приблизился к осуществлению мечты о контроле над турецкими проливами. Был поставлен вопрос о репарациях от проигравшей Италии в виде ее бывшей колонии Ливии, а от Турции – о предоставлении военно-морской базы СССР в Дарданеллах, об которые ранее обломали зубы англичане. Получись задуманное, картина сегодняшнего мира была бы иной.
Но вопрос с Ливией был решен иначе: Италия отдала в качестве репараций часть своего флота. От территориальных претензий к Турции СССР не отказывался до самой смерти И.В Сталина.