Взрослые слоны могут съесть более 135 килограммов пищи (это в основном трава, ветки, листва и кора деревьев) за один день. За сутки они могут испражняться от 16 до 18 раз, произведя более 90 килограмм навоза. В Рандении, небольшой деревушке в нижней части заболоченных земель Шри-Ланки, слоновьи экскременты считаются возобновляемым ресурсом. Высохший на солнце тёмно-коричневый навоз напоминает стог сена на картине Клода Моне.

Туристов можно простить за то, что они думают, будто слоновий навоз бесполезен. Однако для Eco Maximus, производителя из Рандении, он обретает вторую жизнь. Более 20 лет назад человек по имени Тусита Ранасингхе, увидев кучу навоза, пришёл к гениальной идее. «Он подумал, что неплохо было бы производить из него бумагу», – с улыбкой говорит дизайнер компании Сюзанна Карунаратне. В своём кабинете на фабрике компании Карунаратне носит зелёную футболку с надписью #elephantdungpaper и демонстрирует некоторые из последних проектов.

 

Высушенный на солнце навоз

За соседним столом несколько женщин тщательно разрабатывают обложки для блокнотов различного формата. На другом лежит упакованная продукция, готовая к отправке. Сегодня Maximus создаёт ассортимент канцелярских товаров и сувениров, которые продаются на местном рынке и в 30 других странах мира.

Eco Maximus стал первым в Шри-Ланке производителем бумаги из слоновьего навоза, и налаживание производственного процесса состояло из множества проб и ошибок. Слоновий навоз привозят из близлежащих спасательных центров. Свежие экскременты полутвёрдые, обладают зелёным цветом и характерным запахом. Но после того как он полежит под жарким тропическим солнцем, запах исчезает. Работники отправляют тёмно-коричневые, богатые волокнами кучи в котёл. «Мы кипятим навоз в течение часа, чтобы убить всякие микробы», – поясняет Вибхата Виджератне, директор фабрики.

 

Бумажная масса состоит из двух вещей: слоновьего навоза и обрезков бумаги

В одном углу фабрики лежат стопки бумаги со смятыми краями. Цвета разные: землистый, голубой, зелёный и тёмно-красный. Тысячи лет назад в Шри-Ланке писали на камнях. Позже островитяне начали использовать для этой цели листья пальмировой пальмы. «Листья пальмировой пальмы варили и высушивали на солнце, превращая в приспособление для письма pus kola (“старые листья”)», – говорит Рандика Джаясингхе, которая преподаёт технологию биосистем в Университете Шри-Джаяварденепуры.

Производство обычной бумаги запустили после того, как Шри-Ланка была колонизирована португальцами, голландцами, а затем британцами, которые называли остров Цейлоном. Большинство производителей бумаги используют древесную массу в качестве основного материала, она является волокнистой и богатой лигнином и целлюлозой. «Бумага производится путём химического и механического отделения волокон от древесины, – говорит Джаясингхе. – Эти химические вещества затем превращаются в сточные воды. Проблема в том, что почти 4 миллиарда деревьев ежегодно вырубают для производства бумаги. Одни из них специально выращивают для этой цели, однако другие доставляют из многолетних лесов. Поскольку бумага биоразлагаема, мы считаем её более экологически чистой по сравнению с пластиком». Однако процесс сопровождается значительными экологическими издержками.

 

Женщина выливает смесь на тонкую металлическую сетку

После того как британцы покинули Шри-Ланку в 1948 году, местное правительство открыло 12 фабрик в 1960-х годах, чтобы использовать отходы с рисовых полей для изготовления бумаги. Но к 1993 году их осталось только две. Одним из них управляла Ширани Фэрбенкс. «Я зашла в Совет по развитию экспорта в Коломбо и случайно увидела лист бумаги, сделанный из бананового волокна, – говорит Фэрбенкс, убирая рулон яркой обёрточной бумаги со своего рабочего стола. – Это вдохновило меня основать Trickledown». Её компания в конечном счёте вышла за рамки обычного производства бумаги, когда они начали использовать различные отходы – чайные листья, банановую кожуру, ананасовое волокно. «На рынке существует огромный спрос на бумажные изделия из слоновьего навоза», – говорит Фэрбенкс. Они обладают уникальной эстетической привлекательностью, которую любят многие молодые люди. «Компания теперь поставляет бумагу от производителей по всей стране, один из них – Eco Maximus.

Итак, вернёмся на фабрику Eco Maximus. Вийератне, менеджер, демонстрирует 1000-литровый цементный бак. Резиновый шланг подаёт в него воду из соседнего крана, и работник голыми руками бросает туда горячий навоз, который теперь напоминает клубок пряжи, сделанный из землистого цвета волокон. «Это смесь, которую мы используем для производства внутренних страниц блокнотов, – говорит Вийератне. – Одна треть этой массы – слоновий навоз, а остальное – обрезки». Последние либо привозят со складов в Коломбо, либо это остатки после производства бумаги Eco Maximus. В конце к смеси добавляется ведро насыщенной пурпурной жидкости.

 

Листы бумаги сушатся на солнце

Во время одного из последних этапов женщина выливает смесь на тонкую металлическую сетку, которая затем погружается в воду. Своими пальцами она выравнивает смесь по сетке, пока вода стекает вниз. «Это будет бумага для письма плотностью 150 грамм на метр квадратный», поясняет Вийератне. (Бумага для печати, как правило, обладает плотностью менее 100 грамм на метр квадратный, в то время как плотность визитных карточек достигает 400 грамм на метр квадратный.) Две женщины держат сетку, прижимая её к хлопчатобумажной ткани, которую третья положила на стол. Затем она берёт края ткани и запечатывает её, что позволяет создать лист бумаги. Улыбаясь и болтая, в скором времени они производят целую стопку листов.

«Мы используем этот механизм для того, чтобы отжать воду, – говорит Карунаратне, указывая на большую электрическую машину, за которой работает мужчина средних лет. – Теперь вы можете убрать хлопчатобумажную ткань и дать ей высохнуть». Далее Карунаратне показывает место, где аккуратно сложена разноцветная бумага. Сушка происходит под асбестовой крышей, поскольку прямые солнечные лучи могут лишить насыщенности голубые, зелёные, землистые и тёмно-красные листы.

 

Стопка бумаги ждёт глажки

У большого алюминиевого утюга стоят две весёлые женщины. Они выглаживают складки и неровности на каждом листе бумаги. «Глажка – заключительный этап производства бумаги», – говорит Вийератне. Эти бумажные листы разрежут, выровняют и превратят в канцелярские принадлежности.

Превращение экскрементов в бумагу – сложный процесс. Он начинается за пределами фабрики, там, где гуляют слоны, поедая траву и оставляя после себя кучу навоза. «Завтра его превратят в бумагу», – говорит Карунаратне с улыбкой на лице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *