Когда он впервые открылся в 1988 году на Большом Барьерном рифе в Австралии, он обещал «рай в море». Плавучая семиэтажная огромная структура почти с 200 комнатами, ночными клубами, барами, ресторанами, вертолетной площадкой, теннисным кортом и подводной обсерваторией на 50 мест. В течение десятилетия он преодолел 14000 км океана и пришвартовался на обреченном северокорейском туристическом курорте.
Спроектировал плавучий отель Даг Тарка. Сохранилась его фотография вместе с миниатюрной копией его проекта на сингапурской верфи в 1980-х годах. В то время подобный амбициозный проект был крайне необычен. Это был не круизный лайнер, это был флотель, с системой крепления в стиле нефтяной вышки, и контракт на управление им заключила ни много ни мало сеть отелей Four Seasons.
Работая спасателем и исследователем на Большом Барьерном рифе в 1950-х годах, Тарка понимал, что потенциал туризма в этом месте просто огромный. Он искренне восхищался его красотой и обожал делиться ею. Однако, по иронии судьбы (или из-за злого рока), чтобы отель мог пройти в лагуну Квинсленда, пришлось уничтожить огромное количество кораллов на рифе Джона Брюера. Несмотря на отчаянные предупреждения обществ по охране природы об опасности увеличения человеческого присутствия на рифе, отель провел церемонию открытия в феврале 1988 года.
Но как только начали открывать бутылки с шампанским, вмешалась Мать Природа. Тропический циклон задержал официальное открытие, повредив многие помещения флотеля, в том числе бассейн, потопив подводную обсерваторию и разрушив трансферный катер для гостей. Еще более странно, что через несколько недель после того, как гости начали прибывать в отель, было сделано шокирующее открытие. На морском дне под ним нашлось более 100000 единиц боеприпасов Второй мировой войны, противотанковых мин и артиллерийских снарядов. В течение года отель закрыли.
Затем его отправили в город Хошимин во Вьетнаме, где он был назван Saigon Floating Hotel, сразу же стал популярным местом ночных развлечений и оставался таковым на протяжении почти десяти лет, прежде чем столкнулся с большими финансовыми трудностями.
В 1997 году он был окончательно выкуплен Северной Кореей и перемещен в очередной туристический регион на горе Кымган возле границы демилитаризованной зоны, который был открыт в 1998 году как эксперимент в туризме между северной и южной частям полуострова. В тени «Алмазной горы», являющейся символом сотрудничества между Севером и Югом, этот отель стал называться Hotel Haegumgang.
Отзывов о флотеле не так много, но все же некоторые посетители поделились своими впечатлениями. Последний отзыв – от 2004 года:
Посетители Kumgangsan размещаются в плавучем отеле Haegeumgang, который каким-то образом попал сюда из Большого Барьерного рифа Австралии через Вьетнам. В этом огромном чудище в наше время вам не подадут лагер «Фостера», но номера вполне приемлемые, хотя и несколько выцветшие. Однако не нужно много времени, чтобы понять, что на севере нет банкоматов, а по безналичному расчету расплачиваться можно только корейскими кредитными картами. Доллары США или южнокорейские воны являются единственными принимаемыми платежными средствами.
Плавучий отель вскоре стал официальным местом для эмоционального воссоединения семей, разделенных Корейской войной 1950-53 гг. Здесь южнокорейские семьи могли встречаться со своими родственниками на севере, многие из которых не видели своих любимых более шести десятилетий.
Но в 2008 году произошло событие, которое вбило очередной гвоздь в гроб стареющего судна. Северокорейский солдат застрелил южнокорейского туриста на курорте. Сеул быстро прекратил все туры в регион, который заработал Северной Корее миллионы долларов США за десятилетие.
С тех пор однажды прославленный плавучий отель тихо ржавеет на окраине призрачного северокорейского курорта без обслуживания. Несмотря на то, что его двери оставались открытыми для местных туристов и некоторых разрозненных китайских групп, Министерство объединения Республики Кореи сообщило еще в 2013 году, что «существуют опасения относительно его безопасности, поскольку в течение последних пяти лет здание не обслуживалось».
Сегодня наш обреченный флотель снова оказывается в новостях, поскольку правительство Северной Кореи планирует возрождение курорта. Но эта новость не очень хороша для отеля, который, по сообщениям, вызвал что-то вроде культа в Австралии, на протяжении многих лет совершая свое странное путешествие по миру. Ранее отель не прошел проверку самого именитого проверяющего, когда Ким Чен Ын посетил курорт и, согласно официальному информационному агентству KCNA, обнаружил, что «обветшалые здания – это просто “хот-дог”, вообще без национального характера… построенный как самодельные палатки в нищем районе или гетто и очень отсталый с точки зрения архитектуры».
На этой неделе KCNA сообщила, что печально известный северокорейский лидер распорядился о его сносе и устранении «всех неприятных на вид объектов с южной стороны и необходимости по-своему построить новые современные объекты обслуживания».
Похоже, одиссея первого в мире плавучего отеля подходит к концу. Думаем, можно сказать, что он изо всех сил старался удержаться на плаву.