«Наука, созданная молодым Эйнштейном, будет жить столько, сколько и цивилизации, но для того, чтобы цивилизация выжила, нам понадобится мудрость старого Эйнштейна – гуманная, глобальная и дальновидная. И что бы ни случилось в этом исключительно важном столетии, это непременно найдёт отклик в далёком будущем и, возможно, далеко за пределами Земли». – Сэр Мартин Джон Рис
Наука и технологии часто считаются спасением человечества. К ним относятся как к преданным собакам – лучшим друзьям человека. Они позволяют нам жить дольше и бороться с болезнями. Они запускают нас в космос и в небо на реактивных лайнерах. Они позволяют нам не терять связь с нашими близкими. Это современная магия, которая делает невозможное возможным. Но что, если наука и технологии заходят слишком далеко? Когда желание решить проблему выходит за рамки дозволенного? Являются ли проблемы, которые они намереваются решить, таковыми на самом деле?
По мере развития человечества наука и технологии совершенствуются и становятся всё более мощными, поэтому мы должны относиться к ним достаточно серьёзно, в особенности когда речь идёт об их росте распространении. Поначалу технологии являются запредельно дорогими и доступны только могущественным национальным государствам. Проходит время, и они становятся дешевле и доступнее. Может ли это произойти с технологиями, которые являются чрезвычайно опасными для человечества?
История проекта «Атлантропа»
Герман Зёргель (2 апреля 1885 – 25 декабря 1952) был инженером и мечтателем. Это в буквальном смысле было в его крови. Его отец также работал инженером: он был главой Баварского строительного управления и гидротехники в Германии. Его работа была настолько почётной и выдающейся, что ему даровали дворянский титул. Юный Герман пошёл по стопам своего отца, проявляя неподдельный интерес к гидротехнике.
В конечном итоге Зёргель создал самый влиятельный архитектурный журнал в Германии(1925 год), что позволило ему обрести финансовую свободу. После такого успеха Герман отправился в Америку, чтобы искать материалы для статей, и то, что он увидел, очень сильно впечатлило его. Эта молодая страна обладала невероятной активностью и множеством новых идей. На тот момент Германия и Европа ещё не оправилась от ужасов Первой мировой войны. Зёргель был охвачен пессимизмом и волновался о будущем Германии и Европы, которая была обречена на голод и войну. Нужно было что-то предпринять, чтобы спасти мир.
Зёргель использовал научные и технические знания, чтобы решить проблему. Он объединил несколько различных идей в единый план. Он назвал его «Проект “Атлантропа”». План предусматривал создание энергосистем по всему Средиземноморью. Необходимо было построить огромные плотины, чтобы частично (на 1/5) осушить Средиземное море. Мелиорированные земли планировалось использовать на благо человечества. Также нужно было построить гидроэлектростанцию, снабжающую энергией всю Европу и не только. Кроме того, Европу и Африку должны были объединить, превратив в единый гигантский континент – Атлантропу.
Будучи владельцем архитектурного журнала, Зёргель имел возможность показать свою идею многим ведущим немецким и европейским инженерам того времени. Многие из них были полностью согласны с его идеей. Помимо этого, Зёргель привлёк внимание немецкой общественности. Несмотря на безумные и возмутительные масштабы плана, он считался вполне осуществимым.
Карта проекта «Атлантропа»
Центральной частью проекта «Атлантропа» была плотина через Гибралтарский пролив. Как только поток воды из этого региона прекратился бы, Средиземное море начало бы осушаться естественным образом. Также планировалось построить две других дамбы, чтобы перекрыть поток воды в регион. Дамба между Сицилией и Марокко разделила бы Средиземное море на две части. Другая дамба, которая заблокировала бы Балтийское море, должна была быть построена в регионе пролива Дарданеллы – небольшой акватории между Малой Азией и Европой, разделяющей Турцию.
Эскиз Гибралтарской плотины, созданный Питером Беренсом (1868–1940)
Гибралтарская плотина (скриншот из фильма о проекте «Атлантропа» 1951 года)
Гибралтарская плотина, как ожидалось, должна была вырабатывать 49 тысяч мегаватт (без учёта двух других дамб). Производимой энергии хватало бы, чтобы обеспечивать энергией Европу и новые земли. Мелиорированные земли планировалось использоваться в качестве сельскохозяйственных угодий или для других полезных видов деятельности. Европу и Африку Зёргель хотел соединить сушей. На многих эскизах и кадрах из фильмов были изображены поезда, следующие вдоль плотин. Зёргель ожидал, что реализация проекта займёт 100 лет или больше. Продолжительность проекта обеспечит рабочие места в обозримом будущем и сотрудничество между странами Европы.
Когда к власти пришли нацисты, Зёргель, несмотря на то, что был пацифистом, представил им свой проект. Он полагал, что их сильная система убеждений и правящий стиль будут стимулом для продвижения его проекта. У нацистов, конечно же, были другие планы относительно Европы: они хотели завоевать её силой и захватить все ресурсы. Нацисты отвергли идею Зёргеля, а их пропагандистское крыло даже сняло фильм, критикующий проект «Атлантропа». После войны Зёргель рассказал о своей идее союзникам, и они, казалось, проявили к ней неподдельный интерес. Однако дальше плана дело не зашло.
Проблемы проекта «Атлантропа»
У проекта Зёргеля было много недостатков. Некоторые из них были такими же огромными, как и Гибралтарская плотина. Её длина должна была составить 26 километров, а глубина – 300 метров. Некоторые инженеры решили подсчитать, сколько бетона потребуется, чтобы построить эту конструкцию – их вычисления показали, что во всём мире не найдётся такого количества, которое сделало бы строительство плотины возможным. Также существовали опасения относительно того, что произойдёт, если Гибралтарская плотина рухнет или будет уничтожена. Её жертвами в таких случаях могли бы стать миллионы жителей региона.
Другая проблема была связана с будущей землёй. Поскольку она была покрыта солёной водой, то после осушения она превратилась бы в основном в бесплодные солончаки. Её нельзя было бы использовать для сельскохозяйственных угодий. Мелиорированная земля была бы своего рода пустыней, где ничего не росло бы. Также это привело бы к ещё одной проблеме. Портовые города, чья экономика зависела от моря, лишились бы своего главного