Известный большинству людей парадокс, формулирующийся фразой “что появилось первым – курица или яйцо?”, был предложен философами Древней Греции для описания одной из проблем, связанных с причинно-следственными связями. И недавно группа ученых из университета Квинсленда и института NEEL, показала, что прав был Аристотель, который считал, что курица и яйцо появились одновременно. Ведь с точки зрения законов квантовой физики и курица, и яйцо могут существовать не только в одно и то же самое время, но и находиться в одной и той же точке пространства.
“Одной из странностей квантовой механики связь причины и следствия может не быть такой, как это принято считать с точки классической физики, когда явление-причина вызывает за собой явление-следствие” – рассказывает доктор Джекки Ромеро (Dr Jacqui Romero), – “В квантовой физике явление-следствие может произойти одновременно с явлением-причиной или даже без появления этой причины”.
“Возьмем пример – когда вы каждый день добираетесь на работу, вы проделываете часть пути на автобусе или троллейбусе, пересаживаясь затем на метро” – рассказывает доктор Ромеро, – “Совершая обратный путь, вы садитесь сначала на метро, а затем на автобус. Но в квантовом мире эти события могут произойти как одновременно, так и в обратном порядке. Это называется неопределенностью причинно-следственных связей, и это мы не можем наблюдать в окружающем нас нормальном мире”.
Для наблюдения данного эффекта в лабораторных условиях исследователи использовали установку, названную фотонным квантовым переключателем (photonic quantum switch). В этом устройстве события-причины и события-следствия были заключены в виде поляризации фотонов света. “Измеряя угол поляризации фотонов, выходящих из квантового выключателя, мы смогли установить в каких условиях нарушался порядок преобразования от причины к следствию, а при каких – он оставался “правильным””.
“Наши исследования являются лишь первым практическим доказательством существования неопределенности причинно-следственных связей” – пишут исследователи, – “Изучив более тщательно это явление в будущем, мы сможем его использовать на практике для создания более эффективных квантовых компьютеров, квантовых коммуникационных технологий и многого другого”.