Вскрытие загадочного «черного саркофага», обнаруженного недавно в подземелье на окраине египетской Александрии, стало настоящим хитом новостей последних дней. Даже невзирая на то, что «обитателем» древней погребальной конструкции оказался вовсе не Александр Македонский или какой-то иной знатный человек, сами обстоятельства вскрытия заставляют относиться к этой эпопее археологов как к очень опасному событию. Речь идет о ядовитых газах, возможно вырвавшихся из разгерметизированного саркофага.

У людей, интересующихся раскопками древних захоронений, подобные угрожающие жизни и здоровью явления в обиходе получили название «проклятие фараонов».

Корреспондент «МК» попытался выяснить насколько реальна угроза, и с чем она связана.

При проведении нынешних работ по вскрытию «черного саркофага» археологи приняли меры предосторожности. Из котлована, на дне которого находится древний артефакт, предварительно были выведены все посторонние. Приступив к распечатыванию 2000-летней гранитной «коробки» поначалу крышку ее подняли лишь на пару сантиметров и сразу после этого работы прекратили, предполагая, что изнутри могут вырваться некие ядовитые газы. Дальнейшие манипуляции с саркофагом специалисты проводили, надев защитные маски для дыхания.

Насколько оправданны подобные страхи? И случались ли прежде инциденты с отравлением археологов? Интересные факты на сей счет удалось в свое время услышать от умершего пару лет назад известного археолога Андрея Станюковича.

По словам Андрея Кирилловича, можно насчитать десятки эпизодов, когда проникновение в древние склепы и потаенные могильные пещеры оборачивалось для археологов тяжелыми заболеваниями и даже смертью.

Наиболее известный случай связан с вскрытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. Проникнувшие туда участники поисковой экспедиции во главе с археологом Говардом Картером и спонсором ее лордом Карнарвоном, якобы, обнаружили угрожающую надпись, оставленную древними египтянами: «Быстрокрылая смерть всякому, кто войдет в сей священный склеп». Дальнейшие события показали, что пренебрегать этим доисторическим предостережением не стоило. Уже через полгода от внезапно развившейся лихорадки умер Карнарвон, а после него в течение нескольких лет по разным, порой очень странным причинам скончались еще несколько участников вскрытия гробницы фараона.

С легкой руки знаменитого писателя и поклонника мистических теорий Конан Дойла появилась версия о реальном действии древнего проклятья. Другие сторонники «конспирологических версий» добавили к этому «страшилку» о неких таинственных ядах, якобы спрятанных в древних египетских гробницах, чтобы покарать не прошенных гостей, осквернивших покой умерших.

Впрочем было немало людей, скептически относившихся к подобным гипотетическим ужасам и находивших вполне заурядные объяснения цепочке смертей участников «группы лорда Карнарвона».

Со временем удалось выяснить, что угроза заражения смертельно опасной болезнью при проникновении в подземные склепы и пещеры все-таки существует. Люди оказавшиеся там, – спелеологи, археологи, – могут легко заразиться гистоплазмозом. Эта опаснейшая болезнь, по внешним проявлениям схожая с пневмонией, весьма чревата смертельным исходом. А причиной ее являются споры специфического грибка, активно развивающегося в таких подземных помещениях. Его любимая среда обитания – помет летучих мышей, которых всегда множество в подобных подземельях.

Еще одну версию существования «проклятия фараонов» высказал в свое время один из ученых-атомщиков. По его мнению, при проникновении в доселе неведомые подземные гробницы участники группы Карнарвона и другие археологи могли подвергнуться радиоактивному облучению, которое в те годы еще не додумались контролировать. Ученый предположил, что древние египтяне на сей счет были гораздо более «продвинутыми» и знали про существование некоего «убийственного» влияния некоторых камней, – тех, что природа снабдила повышенным радиационным фоном. Именно из таких камней подданные фараона додумались выкладывать полы и стены гробниц.

В дополнение к пояснениям Станюковича можно упомянуть о некоторых случаях, когда смерть осквернителей древних захоронений наступала отнюдь не по вине «проклятия фараонов».

Например, в 2017 году в одной из китайских провинций погибли сразу четыре человека, предпринявших нелегальную экспедицию для разграбления обнаруженной ими гробницы 1000-летнего возраста. Когда они работали в подземелье, потерял сознание один из «черных копателей». Его товарищи поспешили доставить пострадавшего в ближайшую больницу, где на глазах врачей лишились чувств еще трое несчастных. Спасти их не удалось. Начавшееся расследование показало, что самодеятельные археологи в глухом подземелье надышались паров выхлопных газов от генератора, который они затащили в пещеру для устройства ее освещения.

Печальные инциденты с гибелью людей, проникших в погребальные склепы, случались и в наших краях.

Автору этих строк довелось услышать от одного из «черных копателей», который согласился на встречу при условии полной анонимности, о мрачном случае из его практики: «Однажды я отыскал старый фамильный склеп в одной из заброшенных помещичьих усадеб. Сверху постройка была практически полностью разрушена. Однако под землей сохранилось облицованное каменными плитами помещение, в котором стояли два резных саркофага. Я туда проник, натолкнувшись после долгих поисков на узкий лаз, уходящий вниз между обломками. Когда добрался до цели, меня обуял ужас: воздух в склепе был спертый, тяжелый, дышать сразу стало трудно, а при свете фонаря в этом каменном мешке я увидел возле одного из саркофагов мумию человека! Он был одет во вполне современную «копательскую» экипировку. Лежал ничком. Видимо это был мой «коллега», забравшийся сюда гораздо раньше меня. И погибший по непонятной причине – то ли от недостатка кислорода сознание потерял, то ли надышался какой-то гадости, когда пытался проникнуть внутрь саркофага… Я конечно, повторять его «подвиг» не стал и поспешил развернуться к выходу. Едва успел спастись, последние метры полз по лабиринту уже в полубессознательном состоянии…»

Тему мы продолжили в разговоре с профессиональным кладоискателем Владимиром Порываевым.

«Подобные случаи смертей мне известны. Причем причины их далеко не всегда можно объяснить. Об одном из них довелось услышать от бабушки. Она вспоминала, как в конце 1920-х в подмосковном селе Семеновское, откуда родом наша семья, по инициативе новых властей вскрывали усыпальницу прежних владельцев здешней усадьбы графов Орловых. Несколько молодых мужиков, проникнув в склеп, разгромили находившиеся там захоронения, сняли с покойников драгоценности, даже кое-что из одежды (один из парней фигурял в сапогах, снятых с полуистлевшего трупа)… Так вот все эти вандалы после случившегося не прожили и полгода: кто-то утонул, кого-то пришибли в пьяной драке, кто-то разбился, упав из повозки, когда лошади помчали… Наверное, можно назвать этот случай «проклятием Орловых»!

А мой дядя, ученый-иммунолог, возглавлявший в свое время в одном из медицинских учреждений отдел особо опасных болезней, рассказывал, что кое-где на территории России раскопки старых захоронений сопряжены со смертельной опасностью для их участников. Дело в том, что кто-то из погребенных в старину покойников мог умереть от страшной болезни – сибирской язвы, чумы… Возбудители этих заболеваний способны сохраняться в земле десятилетиями, веками…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *