На рубеже прошлого века, когда авиация только зарождалась, немец по имени Юлиус Густав Нойброннер оформил патент на новое изобретение – миниатюрную камеру, которую можно было привязать к груди голубя, чтобы птица летала с ней и фотографировала местность с воздуха.
Юлиус Густав Нойброннер был аптекарем, который использовал голубей для доставки лекарств в санаторий, расположенный недалеко от его родного города Кронберга (вблизи Франкфурта). Аптекарь – это тот, кто производит лекарства. Фармацевт – более современное слово, однако во многих немецкоязычных странах, таких как Германия, Австрия и Швейцария, фармацевтов до сих пор называют аптекарями.
Аптекарское дело было семейным бизнесом семьи Нойброннеров. Отец Юлиуса был аптекарем, как и его дед. В те времена ручные голуби широко использовались для доставки сообщений и лёгких предметов. Идея доставлять рецепты из санатория и отправлять обратно лекарства при помощи голубей принадлежала именно отцу Юлиуса. И данная практика продолжалась более полувека – вплоть до закрытия санатория.
Однажды Нойброннер отправил голубя со срочным поручением, но тот не вернулся. Аптекарь предположил, что голубь либо потерялся, либо его поймали и съели хищники. Спустя месяц потерянный посланник неожиданно появился в доме Нойброннера. Он был сытым, к удивлению аптекаря. Где он был? Кто его кормил?
Нойброннер решил начать отслеживать будущие путешествия своих голубей.
Юлиус Густав Нойброннер с одним из своих голубей
Нойброннер был любителем-фотографом, поэтому ему потребовалось не так много времени, чтобы создать миниатюрную деревянную камеру, которую он прикреплял к груди голубя при помощи жгута и алюминиевой кирасы. Пневматическая система в камере открывала затвор с заданными интервалами и прокручивала плёнку; за один полёт можно было сделать три десятка снимков. Всё снаряжение весило не более 75 грамм – это максимальный вес, который могли унести обученные голуби.
Фотографии получались настолько хорошими, что Нойброннер начал создавать различные модели. Одна система, например, была оснащена двумя линзами, которые были направлены в противоположные стороны. Другая делала стереоскопические снимки. В конце концов, Нойброннер подал заявку на оформление патента, однако патентное ведомство отклонило её, сославшись на то, что такое устройство невозможно, поскольку голуби не способны унести вес камеры. Однако когда аптекарь представил фотографии, сделанные его голубями, ему выдали патент – в 1908 году.
Аэрофотоснимок Франкфурта
Аэрофотоснимок дворца Фридрихсхоф
Нойброннер выставлял свои фотографии на нескольких международных фотографических выставках, завоёвывая различные награды. На одной из таких выставок в Дрездене зрители получили возможность понаблюдать за голубями, которые несли на груди камеры, и на месте приобрести фотографии, сделанные ими.
Технология Нойброннера вскоре была адаптирована для использования во время Первой мировой войны, несмотря на то, что самолёты, осуществлявшие наблюдение, на тот момент уже существовали. Голуби привлекали меньше внимания, могли фотографировать вражеские локации с меньшей высоты и были равнодушны к взрывам на поле боя.
Технология Нойброннера также использовалась во время Второй мировой войны. Немецкая армия разработала голубиную камеру, способную делать до 200 снимков за один полёт. Примерно в это же время французский часовщик Кристиан Адриан Мишель усовершенствовал панорамную камеру и улучшил механизм управления затвором. В 1970-х годах ЦРУ разработало голубиную камеру с питанием от батареек; детали её использования по-прежнему остаются засекреченными.
Аэрофотоснимки Дрездена
Сегодня аэрофотосъёмку вытеснили самолёты, спутники, а с недавних пор – и дроны. Однако наследие голубиного изобретения Нойброннера продолжает жить в этих снимках, которые являются одними из первых фотографий Земли, сделанных с высоты птичьего полёта.
Бонусный факт: что же случилось с голубем Нойброннера, который отсутствовал месяц и вернулся откормленным? Оказывается, он улетел в Висбаден, примерно в двадцати километрах от Кронберга, где о нём заботился шеф-повар местного ресторана.