Мехран Карими Нассери; аэропорт Шарль-де-Голль, терминал №1
Если вам довелось оказаться в Терминале №1 Международного аэропорта Шарль-де-Голль в период между 26 августа 1988 года и июлем 2006 года, то, возможно, вы видели там Мехрана Карими Нассери. Если вы сочли его за пассажира, ожидающего рейса, то вы были только отчасти правы. И хотя Нассери действительно направлялся в Великобританию, законы и отсутствие документов вынудили иранского беженца задержаться в терминале на 18 лет.

Начало истории Нассери трудно проследить – даже он сам на протяжении всего времени рассказывал разные версии.

Но бесспорно верным является то, что он почти 18 лет прожил в терминале французского аэропорта.

Жизнь Мехрана Карими Нассери

Мехран Карими Нассери родился в городе Месджеде-Солейман (Иран) в 1943 году. В 1973 году он отправился в Соединённое Королевство Великобритании, где планировал учиться в Университете Брадфорда. Как сообщается, будучи студентом, он принимал участие в протестах против Мохаммеда Реза Пехлеви, тогдашнего шаха Ирана.

Когда Нассери вернулся в Иран в 1977 году, его бросили в тюрьму, после чего изгнали из страны за антиправительственную деятельность. Мехран Карими Нассери попросил политического убежища, однако в течение четырёх лет он получал отказы от европейских лидеров, пока, наконец, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Бельгии не согласился предоставить ему официальный статус беженца в 1981 году.

Статус беженца позволил Нассери просить о гражданстве любой европейской страны. Он утверждал, что его мать была британкой, и, проведя несколько лет в Бельгии, он решил в 1986 году отправиться в Великобританию. Однако всё сложилось не так, как он хотел.

Аэропорт

В 1988 году он отправился в Лондон через Париж. Далее история становится мутной. Нассери утверждал, что его портфель, где находились документы о статусе беженца, был украден в поезде в Париже. По этой причине, когда он прибыл в лондонский аэропорт Хитроу, паспортный контроль отправил его обратно во Францию.

Французская полиция поначалу арестовала Нассери. Однако его прибытие в аэропорт на самом деле не было противозаконным, поэтому его отпустили. Тем не менее, он не смог покинуть пределы аэропорта. Не имея документов, подтверждающих личность, гражданства и, следовательно, страны, куда можно было вернуться, Мехран Карими Нассери надолго застрял в Терминале № 1 Международного аэропорта Шарль-де-Голль во Франции.

 

Внутри аэропорта Шарль-де-Голль

Ситуация не менялась днями, неделями, месяцами, годами. Всё это время Нассери проводил за чтением, изучением экономики и записями в своём дневнике, который в конце насчитывал свыше 1000 страниц.

Он питался в «Макдональдсе» в ресторанном дворике. Он просил сигареты у людей. Он стал заложником терминала, и сочувствующие работники аэропорта приносили ему газету и продукты питания.

 

Мехран Карими Нассери читает газету в аэропорту

Несмотря на обстоятельства, Нассери продолжал следить за собой: он выполнял гигиенические процедуры в мужском туалете и отправлял свою одежду в химчистку.

Между тем, о ситуации Нассери стало известно международной общественности; журналисты со всего мира прибывали в аэропорт, чтобы взять у него интервью.

Обычные граждане присылали ему ободряющие письма. В одном из них говорилось: «Пожалуйста, дайте ему знать, что мы очень надеемся, что у него будет безопасное, комфортное и счастливое будущее. Искренне ваш, обеспокоенный американский гражданин». К письму прилагался денежный перевод в размере 100 долларов, которые доктор Филипп Баргейн, главный врач аэропорта, обналичил для Нассери.

 

Доктор Филипп Баргейн

Борьба за свободу Нассери

История Нассери также привлекла внимание французского адвоката и борца за права человека Кристиана Бурге.

Бурге стал адвокатом Нассери. Если бы Бельгию можно было убедить выдать новые документы, Нассери смог бы снова вернуться к прежней жизни. Однако бельгийские власти могли это сделать только при условии, что Нассери явится лично. Проблема была двоякой: он не могу уехать, чтобы получить документы, потому что у него не было документов; и бельгийское законодательство гласило, что беженец, покинувший страну после того, как его приняли, назад вернуться не может.

 

Кристиан Бурге

Наконец, в 1999 году бельгийское правительство согласилось отправить Нассери документы по почте, а французские власти – предоставить вид на жительство. Однако, по словам, Баргейна, Нассери «не был доволен. Он сказал, что документы были поддельными».

Нассери заявил, что в 1981 году ему дали документы на имя сэра Альфреда Мехрана и британское гражданство. Однако документы, которые он получил в 1999 году, были на его первоначальное имя – Мехран Карими Нассери – и причисляли его к гражданам Ирана.

Баргейн сказал, что Бурге, адвокат, который десять лет потратил на то, чтобы помочь Нассери, был в глубоком шоке.

Таким образом, Мехран Карими Нассери – или сэр Альфред Мехран – остался в Терминале № 1.

Конец истории

Подписание документов казалось разумным решением. Однако долгосрочное проживание в аэропорту может оказать на человека странное психологическое воздействие.

В интервью 2003 года Бурге заявил, что, возможно, Нассери утратил рассудок. По его словам, поначалу Нассери не путался, однако со временем он утратил логику, и его история постоянно менялась. Однажды Нассери заявил, что он швед. Когда Бурге спросил у него, как он попал из Швеции в Иран, Нассери ответил: «На подводной лодке».

В 2006 году Мехран Карими Нассери был госпитализирован, что положило конец его затянувшемуся пребыванию в Международном аэропорту Шарль-де-Голль. Согласно сообщениям, в 2007 году его выписали из больницы и поселили в гостинице недалеко от аэропорта. Хотя в Лондон он так и не попал, ему предоставили свободу во Франции. В 2008 году он оказался в приюте в парижском пригороде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *