Слово «чури» с романи так и переводится — нож. Клинок делали из предмета, уже побывавшего в быту (нож, пила, напильник). Рукоятку могли сделать из дерева или кости, размер рукояти подгоняли под руку владельца, нередко украшали. В длину чури не превышал 7−10 см.
Лезвие могло быть прямым, с загибающимся к острию обухом, или с изгибом внутренней заточенной части клинка напоминая клюв птицы. Кстати, учитывая особенности этой формы, а также саму историю происхождения цыган (которые, как считается, вышли из Индии) некоторые исследователи предполагают, что чури есть не что иное, как упрощенная версия непальского кукри. Вместе с тем, любой чури затачивался очень остро, поэтому нож годился и для расклинивания колышков, и для чистки яблока, и для разделывания кролика, равно как и для самозащиты.
Считается, что чури становился неотъемлемым атрибутом каждого цыгана с 14 лет. Он сам должен бы смастерить нож, чтобы никогда впредь с ним не расставаться. Носили чури, прикрепив к колену или сапогу, хотя также известны случаи ношения ножа на шее.
Несмотря на явный культ оружия, у многих цыган был «запрет на железо»: например, в драке цыган не смел применять оружие против другого цыгана. За ослушание запрета цыган рисковал стать неприкасаемым, оскверненным — «магирдо». Считалось, что цыган и так мало на земле, поэтому им ни в коем случае нельзя убивать себе подобных, поскольку так они совершают преступление не друг против друга, но против всего народа.