В 1800 году большая часть грузов перемещалась по нашей планете с помощью вьючных животных или по морю. Всего за несколько десятилетий после этого Земля покрылась паутиной железных дорог, по которым двигались поезда с паровыми двигателями. Начиная с этого времени и до окончания Второй мировой войны, большинство грузов перевозилось уже по суше, с помощью паровозов.

Прогресс не стоял на месте, позднее стали появляться тепловозы. Тем не менее, начиная с момента рождения первого парового двигателя и до современных поездов, схема передвижения была одной и той же: какой-то мощный локомотив тянет за собой сцепку вагонов по двум рельсам, проложенным по поверхности Земли. Однако, несмотря на то, что эта система и сейчас продолжает господствовать, было несколько других конструкций, которые существовали не только на чертёжной доске. Вот десять необычных поездов, рабочие образцы которых были реально построены…

10. Поезда на воздушной подушке

Прокладка железнодорожных путей требует огромных усилий. Кроме того, на рельсы постоянно давит огромный вес поездов. Поэтому как для прокладки рельсов, так и для их дальнейшего обслуживания требуются огромные денежные средства.

Сегодня самые быстрые поезда нависают над землёй, используя силу магнитов. Но до появления таких поездов инженеры полагали, что можно полностью избавиться от прокладки рельсов с помощью поездов на воздушной подушке. Так же, как и в случае с магнитами, поезда на воздушной подушке должны были «плыть» над Землёй. Всё, что для них требовалось – это трек из бетонных плит, производство и укладка которых обходились намного дешевле, чем железные рельсы.

В 60-х и 70-х годах Американское управление городского общественного транспорта (сейчас – Федеральная администрация по перевозкам) спонсировало два проекта: «Экспериментальный рельсовый левитирующий аппарат» (TLRV – сокр. «Tracked Levitated Research Vehicle») от компании «Grumman» и «Aerotrain» от компании «Rohr». Разработчики TLRV надеялись добиться скорости до 480 км/ч и грузоподъёмности 4,5-6,6 тонн, в то время как «Aerotrain», предназначенный для перевозки 60 пассажиров, должен был иметь вдвое меньшую скорость – порядка 240 км/ч. Испытательные треки были созданы в Пуэбло, штат Колорадо. Несмотря на то, что длина трека ограничивала возможности разгона, оба экспериментальных образца оказались рабочими. TLRV развил скорость 145 км/ч, а скорость «Rohr Aerotrain» достигала 233 км/ч. Длинна трассы была около 2,5 км, и конструкторы знали, что если бы она была больше, то можно было бы развить и большую скорость.

Однако ещё до того, как работы были окончательно завершены, финансирование было сокращено, и образцы оказались заброшенными. В настоящее время решается вопрос о передаче того, что осталось от них, Музею железнодорожного транспорта Пуэбло.

9. Монорельс «Стимпанк»

Один из первых монорельсов был построен в качестве образца для Всемирной выставки в Филадельфии 1876 года. Всего через 10 лет Иосия В. Мейгс построил демонстрационный трек и поезд в Восточном Кембридже, штат Массачусетс. Он запатентовал технологию, а затем ещё несколько лет водил свой пробный поезд, надеясь, что вскоре он получит признание во всём мире.

В то время в крупнейших городах существовали обычные железные дороги, приподнятые над поверхностью земли, и жители жаловались, что огромные сооружения сильно затеняют улицы. Мейгс надеялся, что его идея с монорельсом решит эту проблему, так как его конструкция была намного компактнее. Согласно сообщению в «Boston Globe», напечатанному в 1992 году, поезд сгорел во время пожара, и были подозрения о поджоге со стороны конкурентов.

8. «Railplane» – аэропоезд на подвесном рельсе

Быстрому развитию железнодорожного транспорта всегда мешала необходимость сначала строить железнодорожные пути. При этом предстояло купить не только все необходимые материалы, но и те земли, где должна была проходить дорога. Это могло оказаться невероятно дорого, особенно когда железная дорога проходила через городские районы.

«Bennie Railplane» должен был решить эту проблему благодаря системе подвесных железных дорог. Прототип был запущен в Шотландии в июле 1930 года. Поезда «Bennie Railplane» передвигались с помощью винтового двигателя и должны были «летать» над уже существующими железнодорожными линиями. Идея вызвала интерес во всём мире, но инвесторов так и не нашлось, в 1956 году движение экспериментального поезда было прекращено.

7. Монорельс «Alweg»

Доктор Аксель Леннарт Веннер-Грен всегда мечтал о быстрых поездах, и в начале 1950-х годов он основал транспортную компанию «Alweg». Веннер-Грен надеялся создать высокоскоростные поезда для перевозки пассажиров из города в город. Созданные им экспериментальные образцы показали, что монорельс можно легко проложить через сильно пересечённую местность, и это имело большое значение.

Проект «Alweg» не привлёк крупных инвесторов, но в 1959 году открылась его уменьшенная версия, «Монорельсовая система Диснейленда». Ещё одна небольшая линия была открыта в Сиэтле в 1962 году в качестве экспоната для Международной выставки. Этими двумя линиями дело и ограничивалось – пока компания не была куплена японской компанией «Hitachi Monorail», которая использовала эту технологию при создании ряда линий общественного транспорта в Азии.

6. Монорельс «Skyway» в Хьюстоне

Техасский город Хьюстон огромен, вместе с пригородами он занимает площадь более 22700 квадратных километров, что делает его немного обширнее, чем штат Нью-Джерси (22590 квадратных километров). Огромные размеры четвёртого по численности города Америки делают его главным кандидатом на создание широкой сети рельсового транспорта, поэтому просто невероятно, что до 2004 года он был «единственным из десяти американских метрополий, не имеющим железнодорожного сообщения со своими пригородами».

Однако нельзя сказать, что отдельные хьюстонцы не пытались решить эту проблему. В связи с ростом траффика на дорогах в 1956 году компания «Monorail Inc» построила экспериментальный монорельс в городском Эрроухед-парке. Фантастические вагонетки перевозили по гладкой монорельсовой дороге до 55 пассажиров со скоростью около 16 км/ч. Монорельс привлёк большое внимание, однако городские власти предпочли сделать упор на автобусы и расширение автострад с целью увеличения их пропускной способности. Через несколько месяцев Хьюстонский монорельс был демонтирован и отправлен на выставку в Даллас.

5. Гироскопический монорельс

В 1879 году изобретатель Луис Бреннан успешно запустил «первую в мире реально управляемую ракету». Чиновники Британского военного ведомства были так счастливы, что выкупили патент на эту ракету за 110000 фунтов стерлингов (9,5 млн. фунтов стерлингов в ценах 2018 года). Бреннан проработал несколько лет на правительство Великобритании, после чего занялся своим по-настоящему любимым делом: поездами.

Покупка земли для железных дорог обходилась очень дорого, но это если речь шла об обычных рельсах. У Бреннана был свой план решения этой проблемы: использовать один рельс вместо двух. Он построил поезд с необычной балансировкой под названием «Гироскопический монорельс», который удерживался на одном рельсе с помощью силы гироскопов. В 1910 году поезд прошёл все испытания и прекрасно работал даже тогда, когда все его пассажиры перемещались на одну из сторон. Единственная проблема заключалась в отсутствии гироскопов, которые никогда не ломаются – ведь в этом случае катастрофа была неминуемой. Когда изобретатель не смог гарантировать создание такого гироскопа, инвесторы впали в панику и стали изымать свои деньги. Последний гвоздь в крышку гроба вбила Первая мировая война, финансирование проекта было окончательно прекращено в связи с перенаправлением всех денежных средств на оборону.

4. Поезд с пропеллером

Примерно в то же время, когда в Шотландии строили «Bennie Railplane», немцы приступили к созданию собственного поезда с винтовым двигателем. Однако вместо того чтобы летать над уже существующими железнодорожными линиями, немецкий поезд должен был передвигаться по этим линиям, только вместо паровых двигателей планировалось его оснастить воздушным пропеллером. Немцы назвали этот обтекаемый алюминиевый поезд с винтовым двигателем «Schienenzeppelin» – по аналогии с их огромными дирижаблями «Zeppelin».

Построенный немецкой железнодорожной компанией «Deutsche Reichsbahn» в донацистской Германии, поезд прекрасно работал и в 1931 году достиг скорости в 225 км/час. Это был один из самых быстрых поездов своего времени, но он так никогда и не выпускался в промышленных масштабах из-за опасений, что пассажиры могут лишиться голов, если приблизятся к хвосту поезда (да уж… это, конечно, очень веская причина для беспокойства). После прихода Гитлера к власти исторический поезд был переплавлен на оборонные нужды.

3. Реактивный поезд

Со времён появления паровозов принцип действия двигателей поездов почти никогда не менялся. Двигатель передаёт вращение колёсам, которые двигают поезд вперёд. Механическое усилие может создаваться при помощи пара, газа, дизтоплива или электричества, но сам принцип оставался таким же.

В 1966 году корпорация «Нью-Йоркская центральная железная дорога» попыталась изменить это, установив на поезд два реактивных двигателя, снятых с американского межконтинентального бомбардировщика. В результате появился поезд M-497 «Black Beetle», который на испытаниях показал рекордную для американских железных дорог скорость в 295 км/ч, которая остаётся непревзойдённой и по сей день. Когда корпорация «Нью-Йоркская центральная железная дорога» объединилась с конкурирующей компанией «Железные дороги Пенсильвании», проект был закрыт.

2. Автономный железнодорожный экспресс-транзит («Autonomous Rail Rapid Transit»)

Компании Tesla, Uber и даже Google вкладывают миллиарды долларов в создание автомобилей без водителей, для чего оснащают их камерами, сенсорами и радарами. Китай решил применить все эти технологии в своих поездах. Летом 2017 года «CRRC Zhuzhou Institute Co Ltd» представила в городе Чжучжоу свой новый поезд – «Autonomous Rail Rapid Transit» (АРТ).

Этот поезд следует по пути из линий, нанесённых краской на асфальт. Трудно представить более гибкую систему пассажирских перевозок лёгким железнодорожным транспортом. Если впереди пробка или авария, поезд их может легко объехать. Отсутствие реальных рельсов означает меньше расходов на прокладку маршрута и его обслуживание. На первоначальном этапе поезд обслуживает водитель, но в дальнейшем планируется его перевести на полностью автоматизированное управление без водителя.

1. Поезд TEB

Ещё в 2010 году китайская компания предложила гигантский автомобиль TEB, кузов которого будет настолько приподнят, что это позволит ему проезжать над дорожными пробками. В мае 2016 года компания выпустила графическую и масштабную модель, демонстрируя свою концепцию. Многие эксперты поспешили указать, насколько этот автомобиль непрактичен. Он может задеть высокие грузовики или транспорт с высоким грузом, а водители будут паниковать, когда эта махина станет проползать над их головами. Среди других обозначенных проблем были: сможет ли такой большой автомобиль огибать препятствия? Что он будет делать, если на пути будут мосты или пешеходные переходы?

Тем не менее, ко всеобщему удивлению, полномасштабный образец всё-таки был построен и представлен летом 2016 года в китайском городе Циньхуандао. TEB, или «Transit Elevated Bus» («Транзитный приподнятый автобус»), фактически передвигался лишь по специальному треку и не имел возможности с него свернуть. Поскольку его маневренность ограничена специально проложенными путями, правильнее было бы назвать его TET, или «Transit Elevated Train» («Транзитный приподнятый поезд»). Его изготовители утверждают, что их модель, которую они назвали «Batie», по количеству перевозимых пассажиров может заменить 40 обычных автобусов. Днище автобуса возвышается над дорогой на 2 метра, теоретически, он может пройти над легковушками, но не над грузовиками.

Поскольку мир был удивлён смелостью этого плана, китайское правительство начало расследование. Выяснилось, что TET продвигала компания «Huaying Kailai», которая была внесена в «чёрный список» китайских корпораций за свои теневые финансовые схемы. Всего несколько недель спустя китайские официальные лица прикрыли проект. Позже выяснилось, что более 30 человек были арестованы, в том числе и глава группы Бай Чжимин. Летом 2017 года «Batie» лежал заброшенным и ржавым на автостоянке, заросшей растительностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *