Расходы возникают у каждого предприятия. Чтобы производить готовую продукцию, необходимо закупать сырье и материалы. Для их обработки требуются соответствующие станки. Управление оборудованием осуществляется с помощью электронно-вычислительной техники. А для ее правильного функционирования требуется программное обеспечение. Ведение бизнес-процессов осуществляют административные специалисты, а решение конкретных текущих задач — линейные работники. Наконец, для продвижения продукции на рынке нужно организовать эффективную маркетинговую деятельность.
Как видно, статей расходов у среднестатистической компании довольно много. Кроме указанных выше направлений, средства приходится тратить на аренду или лизинг необоротных активов. От финансового результата — разницы между доходами и затратами предприятия в отчетном периоде — нужно отчислять долю в федеральный бюджет. При этом налог на прибыль рассчитывается не всегда по минимальной ставке. Чтобы закрывать финансовые течи, руководители компаний стремятся минимизировать издержки по всем статьям расходов. И основными направлениями сокращения затрат являются:
- удешевление производственных процессов;
- оптимизация кадровых затрат;
- сокращение налоговых издержек.
Разумеется, снизить издержки можно и ухудшением качества продукции, и уменьшением маркетингового бюджета. Правда, в первом случае это чревато утратой доверия потребителей, а значит, и сокращением клиентопотока. Во втором — снижением узнаваемости бренда, недостаточно эффективным продвижением продукции, что сказывается уменьшением товарооборота. Поэтому при сокращении совокупных затрат компании пристального внимания, в первую очередь, заслуживают именно три вышеуказанных направления.
Удешевление производственных процессов
Снизить себестоимость продукции можно различными путями. Первый из них — закупка сырья по более доступным ценам. При этом речь не идет о приобретении низкокачественных материалов. Оптимальными подходами являются поиск поставщиков с лучшими условиями партнерства и закупка сырья оптовыми партиями.
Второй путь к удешевлению производственных процессов — автоматизация. Чем больше обязанностей снимается с работников и перекладывается на функциональное оборудование, тем ниже себестоимость каждой единицы продукции. Разумеется, современные полу- или автоматические линии стоят недешево. Однако в долгосрочной перспективе они с лихвой окупаются экономией на ФОТ производственного персонала.
Третить путь — привлечение аутсорсеров. Организации совсем необязательно вести все бизнес-процессы самостоятельно. Это особенно актуально в том случае, если она не располагает полным комплексом необходимых станков, свободными производственными, складскими площадями и специальными технологиями. Часть бизнес-процессов — непрофильных — можно делегировать подрядчикам на контрактной основе. Компания будет получать нужный результат, не задействуя собственные ресурсы, кроме денег, которые придется перечислять исполнителю за услуги.
Оптимизация кадровых затрат и сокращение налоговых издержек
Эти два направления неслучайно рассматриваются вместе — они тесно связаны. Оптимизируя расходы на персонал, организация автоматически сокращает налоговое бремя. Так, если в штате компании числится до 100 человек в год, она считается субъектом малого предпринимательства. А это открывает путь к расчету налога на прибыль по минимальной ставке. Вместе с тем, если уменьшается штат, автоматически сокращаются суммарные отчисления от ФОТ.
Правда, если уволить много сотрудников, в распоряжении компании остается недостаточно трудовых ресурсов для ведения бизнес-процессов. Однако с привлечением аутсорсеров удается создать резервы для сокращения штата. Кроме того, «лишних» (свыше 100 человек) работников можно попросту переоформить на другое юридическое лицо, воспользовавшись услугой аутстаффинга — outstaffing-sovetnik.ru/autstaffing. При этом упрощается кадровое делопроизводство, сокращаются постоянные расходы на оплату труда и организация получает множество других выгод.