Сто лет назад, 26 февраля 1918 года, на центральной площади города Вааса в провинции Остроботния, Западная Финляндия, генерал–лейтенант Маннергейм принимал парад вернувшегося в страну батальона егерей.
Короткая, но жестокая Гражданская война в Финляндии началась в Остроботнии. 15 января Сенат назначил Маннергейма главнокомандующим Белой гвардии, 18 января он прибыл в Ваасу. К этому времени уже сформировались “красная” часть страны — весь развитый юг с крупными промышленными городами — и “белая” — аграрный запад и север. Окруженная бесконечными остроботнийскими полями Вааса была крупнейшим из белых городов (если не сказать вообще почти единственным крупным).
Хельсинки же был фактически в руках красных. 26.1 Красная гвардия под командованием социалиста Алекси Аалтонена, бывшего журналиста, зажгла красный фонарь на башне Пааситорни в Хельсинки, как сигнал к началу штурма Сената. Попытка арестовать Сенат оказалось неудачной — часть его членов спаслась в Ваасу сразу же, часть прибыла туда потом кружным путем через Германию — но Хельсинки на какое–то время стал столицей красных. Аалтонен даже назвал свою штаб–квартиру в бывшем доме генерал–губернатора “Смолна” — в честь петроградского Смольного.
На несколько месяцев Вааса стала фактической столицей Финляндии; Сенат заседал в здании местной ратуши. 27 января считается официальной датой начала Гражданской войны — отдельные стычки были до этого, но первый официальный приказ применить оружие, исходивший от Маннергейма, был отдан 27.1; война началась с разоружения до сих остававшихся в Остроботнии русских гарнизонов, и первые ее выстрелы прогремели на хуторе Хулми прихода Лайхия, ныне пригород Ваасы. Сейчас на этом месте стоит памятник, зовущий войну “Освободительной” — “Вапауссота”.
И Белая, и Красная гвардии имели к началу войны сравнимые силы, и представляли собой ополчения без какого–либо серьезного боевого опыта. Исход войны было бы намного труднее предсказать, если бы не помощь егерей. С 1915 года Германия тайно начала вербовать антироссийски настроенную финскую молодежь — в основном студентов и дворян, преимущественно в Западной Финляндии. Их переправляли через Швецию в Германию, где из них в 1916 году был сформирован 27–й Прусский Королевский егерский батальон. (Нескольких добровольцев в 1916 России удалось арестовать — эти “шпалерновцы”, как их прозвали в честь Дома предварительного заключения на Шпалерной улице Петрограда, где они содержались, были освобождены после Февральской революции.)
Обученный в Германии егерский батальон (1895 человек), разумеется, сражался на стороне Германии, в Прибалтике. После провозглашения независимости Финляндии егери принесли ей присягу в церкви в Лиепае. Германия, с точки зрения которой все, что ослабляло Россию, было хорошо, дала добро на возвращение егерей в Финляндию, и 2/3 из них приняли участие в Гражданской войне — из них 950 человек прибыли в Ваасу 25 февраля, на пароходе “Арктур”, вошедшем в ваасанскую гавань Васкилуото за ледоколом “Сампо”.
После парада на следующий день егери отправились на фронт, где стали командовать частями Белой гвардии. Для Красной гвардии началась череда неудач, а в апреле ее судьба стала окончательно предрешена; в Финляндию прибыл и германский экспедиционный корпус под командованием генерала Рюдигера фон дер Гольца.
Уже 15 мая война завершилась победой белых. Обе стороны отличились необычайной жестокостью (и белые, пожалуй, большей); для страны война стала катастрофой — за несколько месяцев было убито 1.2% населения. Финляндия едва не стала протекторатом Германии — уже начали было делать корону для принца Фридриха Карла Гессен–Кассельского, которого собирались назвать Каарле I, Королем Финляндии и Карелии, Герцогом Аландским, Великим Герцогом Лапландским, Владетелем Калевы и Похьолы, и лишь после поражения Германии в Первой Мировой в Финляндии был избрал первый собственный президент. А раскол в обществе остался на долгие годы; окончательно сплотила нацию лишь защита отечества в Зимней войне. Следы этого раскола не исчезли и до сих пор. В Остроботнии войну часто зовут Освободительной и поныне. Но все же даже в Ваасе со временем появился и памятник Красной гвардии, к которому тоже приносят венки в День Независимости.
А егерей в Финляндии, несмотря на неоднозначность их роли в Гражданской войне, все же уважают, как фактических создателей армии независимой Финляндии. Значительная часть их воевала впоследствии и в Зимней войне и Войне–Продолжении. И завтра в Ваасе в их честь должен будет пройти парад, с участием министра обороны, оркестра бундесвера, и даже с пролетом F/A–18 финских ВВС.