Ледокол «Евгений Примаков» стал четвертым судном, созданным по заказу «Совкомфлота» специально для снабжения добывающих платформ. Три других, включая флагман «Геннадий Невельской» (головное судно серии), уже введены в строй.
фото: кадр из видео
В феврале над ледоколом торжественно подняли российский флаг, но настоящие ледовые испытания начнутся в апреле, когда будут самые актуальные условия. После ледокол передадут заказчику. На торжественной церемонии даже официальные лица обратили внимание на символизм: судно, созданное для работы в тяжелых условиях на Дальнем Востоке, названо именем политика, проявившего себя в один из самых тяжелых периодов в истории страны. «МК» пообщался с врачом-кардиологом, ученым, доктором медицины, академиком РАН Давидом Георгиевичем Иоселиани, хорошо знавшим Евгения Примакова.
– Давид Георгиевич, как вы относитесь к тому, что именем Евгения Максимовича назвали ледокол?
– В этом, конечно, есть определенный символизм. Возможно, те, кто принимал решении об имени ледокола, не думали так глубоко, но Евгений Максимович всегда умел прорубаться через трудности, работать там, где сложно. Да вы и сами помните, в какой период он руководил правительством.
– Почему именно сейчас появилось судно, названное в его честь, как вы считаете?
– Я полагаю, это дань памяти человеку, недооцененному при жизни. Ведь это не первое судно, названное в его честь. В Мурманске спустили на воду разведывательный корабль, также названный в честь Евгения Максимовича. Потому что это был действительно великий государственный деятель, и первое лицо страны его уважало и советовалось с ним. Но в обществе присутствовала некая недооценка. Думаю, имеют значения и личные качества. При жизни Евгений Максимович был человеком мягким, у него никогда не было напускного грозного вида. Но как только дело касалось принципиальных вопросов, он становился железным, ничто не могло его поколебать. И он всегда действовал в интересах нашей страны. Вспомните хоть тот же разворот над Атлантикой (24 марта 1999 года Евгений Примаков, летевший в США с официальным визитом в статусе председателя правительства, развернул самолет над Атлантикой и вернулся в Москву в знак протеста против бомбардировки Югославии – прим. А.С.). Поэтому я решение назвать ледокол в честь Евгения Примакова только приветствую. Считаю, что это правильный шаг.
После спуска на воду «Евгений Примаков» будет эксплуатироваться на шельфе Сахалина. Ледокол круглый год будет обеспечивать безопасность добычи нефти и газа в Охотском море.
Евгений Примаков – советский и российский государственный деятель, академик РАН. В 1989-90 годах занимал пост председателя Совета Союза Верховного Совета СССР, ы 1991-96 годах был директором Службы внешней разведки РФ. Министр иностранных дел с 1996 по 1998 год, председатель правительства в 1998-99 годах. Скончался в 2015 году в Москве на 86 году жизни.