Роскосмосу не грозит крах после отказа США от покупок мест в российских пилотируемых кораблях уже в следующем году. Такую уверенность выразил в беседе с журналистами в четверг, 18 января, куратор космической отрасли, вице-премьер Дмитрий Рогозин.
фото: pixabay.com
Вопросы посыпались после заявления помощника руководителя NASA Уильяма Герстенмайера о том, что Штаты не планируют покупки дополнительных мест на российском корабле «Союз» для доставки астронавтов на МКС после 2019 года. NASА полно уверенности, что к октябрю-ноябрю 2019 года будет иметь собственный способ доставки экипажей на космическую станцию, и весенний рейс в 2019 году на МКС на российском «Союзе» должен стать последним. После этих слов волну оптимизма подхватили американские журналисты, в частности Мэтью Боднер из Space News, которые поспешили объявить о тяжелейшем финансовом положении, в котором окажется российская госкорпорация после отказа США от сотрудничества. Ну а если NASA перестанет покупать у нас еще и двигатели для Atlas V, то российский космос точно окажется при смерти.
На все это Рогозин посоветовал смотреть более реалистично: в конце концов договоренности о продлении совместной работы на МКС между США и Россией до 2024 года еще никто не отменял, как никто не отказывался и от покупок российских ракетных двигателей РД-180. «Твердые заказы у НПО “Энергомаш” заключены по 2020 год», – сообщил он. Что же касается отказа американцев от мест в российских «Союзах» (стоимость доставки одного астронавта на МКС составляет $70-80 млн), это безусловно ударит по финансовому состоянию Роскосмоса, но не критически.
Рогозин напомнил, что в качестве альтернативы у нас есть серьезные планы коммерциализации российского сегмента МКС, и уточнил, что в России появились частные компании, которые сотрудничают с Роскосмосом, такие как S7 Space. «Это одна из приоритетных задач, которая Роскосмосом будет разрешена», — подчеркнул вице-премьер.
Как пояснили в космической отрасли, заявления представителя NASA и уж тем более заокеанских журналистов несколько поспешны. Во-первых, надо было бы еще дождаться начала пилотируемых пусков NASА, а потом говорить об отказе от доставки на наших кораблях. Во-вторых, посчитать стоимость производства и летных испытаний новых американских двигателей, прежде чем говорить о замене наших. В-третьих, у нас действительно есть серьезные планы коммерциализации МКС. К примеру, недавно на борт станции был доставлен прибор для 3D-печати живых тканей в условиях невесомости. На подходе ряд других перспективных проектов.