«Они тают во рту, а не в руках!»
Любой, кто считает себя своего рода знатоком сладостей, должен был слышать эту фразу ранее и, скорее всего, знает, о каких именно конфетах идёт речь. После появления в 1940-х годах драже M&M’s быстро завоевали популярность среди любителей конфет. Однако задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как было придумано данное название?
Многие люди думают, что буква M на оболочке означает Mars Incorporated; это компания, которая производит M&M’s. Но это всего лишь половина истории. Правда заключается в том, что появлением драже M&M’s мы обязаны двум известным кондитерам, фамилии которых начинались на букву M.
В 1911 году Франк Марс основал в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси, США) Mars Incorporated, небольшую кондитерскую компанию. Когда пришло время выходить на пенсию, Франк решил передать компанию своему сыну, но только после того, как тот проведёт некоторое время за границей, изучая основы управления бизнесом.
Однажды Форрест Марс-старший заметил, как британские солдаты едят маленькие – размером с таблетку – конфеты, которые назывались Smarties. Они представляли собой шоколадную начинку, заключённую в твёрдую карамельную оболочку. Его поразило то, что конфеты были лёгкими по весу (их удобно было брать с собой) и не таяли в летнюю жару.
Вооружённый новыми знаниями, полученными от британской компании H.I. Rowntree & Company, Форрест вернулся в Соединённые Штаты, чтобы занять место своего отца. Он оформил патент на производство шоколадных конфет и, недовольный тем, как отец руководил компанией, начал искать партнёра для воплощения в реальность своего совершенного плана.
Франк Марс (слева) и его сын Форрест
Так появилась вторая буква M в названии M&M – Брюс Мьюрри.
Как и Форрест Марс, Брюс Мьюрри был сыном конфетного магната – Уильяма Мьюрри, президента Hershey’s. Как и Форресту Марсу, Брюсу Мьюрри не нравилось то, как его отец управлял делами компании, поэтому он искал человека, с которым можно было бы объединиться с целью произвести кардинальные перемены в индустрии.
К счастью, Мьюрри познакомился с Марсом, а остальное было историей.
У Марса был патент на конфеты, у Мьюрри – шоколад. Вместе они начали производить первые партии шоколадных конфет в оболочке. Новая компания получила название Mars & Murrie (Марс и Мьюрри).
Сокращённо – M&M.
Во-первых, драже M&M’s продавалось исключительно американским вооружённым силам ввиду того, что они не таяли и были лёгкими по весу. Партнёрство оказалось успешным, и по возвращении домой солдаты пели дифирамбы M&M’s. Хорошие отзывы помогли увеличить спрос и, соответственно, производство. По сей день драже M&M’s продолжает оставаться частью полевых пайков американских солдат.
Тем не менее, с ростом продаж возникла одна проблема. Мьюрри осознал, что чем больше прибыли получала компания, тем невыносимее становилось работать с Марсом. В конце концов, Марс стал настолько нетерпеливым и непреклонным, что Мьюрри пришлось заплатить один миллион долларов, чтобы избавиться от него.
Впоследствии Марс вернул компании название Mars и начал производить собственный шоколад.
Плакат с рекламой продукции Mars в военное время
В 1981 году конфеты M&M’s снова вошли в историю, когда были запущены на орбиту вместе с колумбийским космическим шаттлом, став первыми сладостями, которые оказались в космосе. Спустя три года они снова привлекли внимание общественности, когда их назвали официальным лакомством Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе.
Популярность драже росла, но компания M&M не спешила вносить какие-либо изменения. Рецептура оставалась прежней, немного менялись только цвета и начинки.
Оригинальные конфеты M&M были просто шоколадными и имели коричневую, красную, оранжевую, жёлтую, зелёную и фиолетовую оболочку. Сегодня существуют десятки вкусов M&M: арахис, арахисовое масло, мята, карамель, крендель, праздничный торт и так далее.
Несмотря на то, что конфеты очень популярны, в особенности среди американцев, не так много известно о самом процессе их изготовления. Компания Mars Incorporated по-прежнему находится в частных руках, и о ней ходит немало слухов.
Легенда гласит, что однажды подрядчиков, которые должны были ремонтировать оборудование, вели по помещению с завязанными глазами, что руководители компании маскируются, чтобы провести встречи с конкурентами и аутсайдерами, что процесс принятия решений весьма беспощадный.
Судя по записям Франка Марса, даже банкиры, поддерживавшие компанию, не имели доступа к финансовой документации – традиция, которая сохраняется по сей день. По слухам, компания зарабатывает свыше 35 миллиардов долларов в год и стоит на 83 месте в списке Форбс.
И хотя такая секретность кажется экстремальной, ей можно найти объяснение. В конце концов, компания M&M’s не сама придумала идею производства драже с шоколадной начинкой. В таком случае, что мешает кому-то другому заполучить секретный рецепт M&M’s и повторить историю?