Эдуардо де Вальфьерно был обычным аргентинским коллекционером и никто никогда не узнал бы о его существовании, если бы не гениальная афера, спланированная и удачно реализованная им в начале XX века.
21 августа 1911 года из Лувра была похищена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В этом обвиняли и французское правительство, и кайзера Вильгельма II, и анархистов, и миллионеров, и художников–авангардистов.
О краже стало известно на следующий день, когда художник–реставратор пришел в Лувр, чтобы сделать копию «Моны Лизы», но картины на привычном месте не обнаружил. Все выходы из Лувра тут же перекрыли, провели обыск, который, увы, не дал результатов. Дело поручили одному из лучших французских сыщиков – Альфонсу Бертильону. Подозрение пало на работников музея, в том числе на директора, утверждавшего в недавнем интервью, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери. Шутники язвили: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».
К похищению «Моны Лизы» действительно был причастен работник Лувра. Молодой итальянец Винченцо Перуджа незадолго до происшествия устроился в музей сезонным рабочим. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для великого полотна да Винчи. А после, в понедельник, когда в Лувре не было посетителей, проник в зал, снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул из рамы, завернул в куртку и спокойно вышел из музея.
Он сделал это по заказу Эдуардо де Вальфьерно. Вот только оригинал знаменитой картины не был нужен организатору похищения. Задолго до рокового дня он заказал талантливому художнику–реставратору Иву Шодрону шесть копий полотна. А когда поднялась шумиха вокруг похищения, благополучно продал фальшивки коллекционерам из США под видом оригинала, заработав миллионы долларов. Самое интересное, что он совершенно не боялся преследования со стороны обманутых ценителей искусства. Ведь если бы они обратились в полицию, то признались бы, что фактически спонсировали преступника!
А избавляться от оригинала исполнителю пришлось самостоятельно. Вот тут–то все и раскрылось. В декабре 1913–го флорентийскому антиквару пришло письмо из Франции с предложением купить «Джоконду». Антиквар предложил встретиться и вскоре во Флоренцию прибыл молодой человек, заявивший о том, что решил вернуть на родину произведение итальянского искусства, похищенное французами. Антиквар провел экспертизу и, убедившись в подлинности картины, обратился в полицию.
Винченцо Перуджа не отрицал своей вины и признался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения. «Мону Лизу» еще полгода выставляли в музеях Италии, а затем вернули во Францию. Вот только до сих пор находятся те, кто сомневается в том, что в Лувр вернулся подлинник, а не копия знаменитого шедевра.