Порой кажется, что человек, размышляющий о собственных проблемах, не может судить о них в полной мере объективно, поскольку этому мешают испытываемые им эмоции. Тем не менее, специалисты из канадского Университет Уотерлу пришли к выводу, что люди, которые развивают в себе и уважают в других лучшие человеческие качества, способны сохранять беспристрастность в этой ситуации. Таким образом, можно сказать, что добродетель действительно открывает путь к мудрости, отмечают ученые.
фото: pixabay.com
В исследовании приняли участие 267 студентов. Первоначально каждый из них заполнил анкету, оценив степень своего согласия с утверждениями наподобие «мне бы хотелось помогать окружающим» или «я предпочитаю действовать исходя из того, во что я верю». После этого каждому добровольцу попросили представить себе несколько ситуаций неразрешённого конфликта, в некоторых из которых фигурировал он сам, в то время как в других – посторонние люди. Участники должны были сказать, кажется ли им уместным в той или иной ситуации порекомендовать «рациональные» методы решения проблемы – например, поиск компромисса или попытку посмотреть на ситуацию глазами другого участника спора.
Как отмечают специалисты, «рациональные» решения чаще казались участникам правильными, когда сами они участниками воображаемого конфликта не являлись. Однако среди «добродетельных» студентов подобная тенденция проявлялась в значительно меньшей степени, чем у остальных.
По мнению исследователей, полученные данные означают, что внутреннее благородство действительно помогает человеку сохранить объективность вне зависимости от того, является ли он сам стороной конфликта. «Таким образом, взаимосвязь между мудростью и добродетелью, которую с древних времён искали философы, действительно существует» – предполагают учёные.
В пресс-релизе, предоставленном специалистами, не сообщается, рассматривали ли они вероятность, что анкетирование и описание своего поведения в гипотетических ситуациях может давать недостаточно достоверные сведения о внутреннем благородстве человека.
Исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.