Уникальное астрономическое событие зафиксировали на днях американские астрономы. Впервые за 300 лет активных наблюдений за небом они заметили комету, прилетевшую в нашу Солнечную систему из далеких миров, тем самым опровергнув версию о том, что кометы — это явление, свойственное исключительно нашей звездной системе. Прокомментировать это мы попросили доктора физико-математических наук, заведующего отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрия ВИБЕ.
фото: pixabay.com
Итак, это знаменательное событие — пролет через Солнечную систему (СС) межзвездной кометы C/2017 U1 из других миров, а точнее — со стороны созвездия Лира, было зафиксировано 18 октября при помощи американского автоматического телескопа PANSTARRS, установленного на Гавайях. Когда ее заметили, она уже удалялась от нас с большей скоростью, чем у родных комет нашей звездной системы, — более 20 км в секунду. Однако ученые быстро отсчитали время назад и узнали, что перигей — ближайшая точка прохождения кометы мимо нашего Солнца — был у нее 9 сентября на отметке в четверть астрономической единицы, то есть на расстоянии около 40 миллионов километров от светила. Тогда межзвездная комета пролетела внутри орбиты Меркурия.
Ученым удалось очень приблизительно определить ее размеры — что-то около 400 метров в диаметре. Зато траекторию гиперболическую, незамкнутую — отличительную черту межзвездных странниц — зафиксировали более-менее четко.
— Комета, которая была открыта телескопом PANSTARRS, порождает новые рассуждения о том, принадлежат ли кометы исключительно к Солнечной системе или это тела, которые неминуемо образуются в ходе ранней эволюции многих планетных систем, — разъясняет Вибе. — Тут есть доводы как в одну сторону, так и в другую. В частности, есть косвенные наблюдения, которые интерпретируются падением комет на другие звезды. Если говорить о прямых «уликах», то это выброс комет в межзвездное пространство, который происходил в ходе динамической эволюции Солнечной системы. Соответственно, можно предположить, что и в других планетных системах кометы также выбрасываются в межзвездное пространство.
— Почему раньше астрономы не видели таких межзвездных комет?
— Не обнаруживали их раньше из-за очень большого звездного расстояния и сравнительно маленького размера Солнечной системы, который делает визит к нам таких тел маловероятным. Так что данную комету можно считать уникальным подарком нам. Особенно тот факт, что она попала в центральную часть СС, хотя могла бы пройти краешком, на отделении, и мы бы ее никогда не увидели.
— Что ее появление меняет в нашем понимании астрономии?
— Это убедительное доказательство того, что кометы образуются не только в Солнечной системе.
— Если я правильно поняла, гиперболическая траектория — главное отличие межзвездной кометы от наших, родных, движущихся по эллипсу? Что влияет на ее форму?
— Тот факт, что она изначально не была связана с Солнцем, которому свойственно удерживать кометы, делая их траекторию закрученной.
— Почему раньше считалось, что в других планетных системах не может быть комет?
— Когда мы заглядываем в прошлое нашей СС и пытаемся разобраться с нашими кометами (остатками первого вещества), то приходим к выводу, что их большая удаленность от центра Солнечной системы обусловлена ранним эпизодом, когда Юпитер с Сатурном попали в резонанс и своим совокупным действием перемешали все тела в СС так, что кометные ядра были переброшены на далекую периферию — на десятки и сотни тысяч астрономических единиц. Кстати, именно это и сохранило эти кометные ядра в неприкосновенности до наших дней. Раз причиной заброса кометных ядер был катаклизм — значит, далеко не факт, что он мог повторяться в других планетных системах. Предполагалось, что там кометы, летающие возле своих солнц, уже давно могли испариться.
— Но теперь мы знаем, что это не так…
— Теперь, по крайней мере, по одной залетевшей к нам комете C/2017 U1 мы можем предположить, что формирование и долговременное выживание кометных ядер не является чем-то уникальным.
— Значит, можно предположить, что подобные катаклизмы происходили и в далеких уголках Вселенной?
— Либо что-то подобное там, либо у нас в СС формирование кометных ядер не так уж сильно обусловлено катаклизмом.
— Могли бы мы теоретически высадиться на гиперболическую комету, чтобы изучить ее свойства?
— Об этом сейчас нечего и думать: у нас нет таких скоростных кораблей.
— Возможно ли на таких кометах существование каких-то признаков древней инопланетной жизни?
— Ни на одной комете или астероиде до сих пор не находили верных признаков жизни.
Чтобы первыми узнавать о происшествиях, подпишитесь на канал Службы информации “МК” в Telegram