Карикатура художника Ре-Ми с обложки либерального журнала «Новый Сатирикон» за май 1918 года к декрету Совнаркома: «Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке». Забавно, что в воображаемой «революционной кутузке» изображены как раз те памятники, которые не пострадали и сохранились до сегодняшнего дня: Петру I и Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого, а также фрагмент конного памятника Николаю I

В ходе недавних дискуссий вокруг «конфедератопада» в США некоторые российские левые (или считающие себя таковыми) договорились до того, что, мол, валить любые памятники, даже если это памятники Ельцину, Гайдару, Солженицыну… — плохо. В пример приводились Ленин и особенно Сталин, которые, мол, бережно сохранили памятники Медному Всаднику, Екатерине II, Николаю I, Александру I и даже Александру III (тот, который «стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте — обормот»).
Однако это, мягко говоря, не совсем так. Да, перечисленные памятники царям сберегли, потому что сочли произведениями искусства, достойными сохранения, или частью истории. В этом смысле участники украинского «ленинопада» далеко обошли терпимых и уважавших историю большевиков, поскольку уничтожили все (sic!) памятники Ильичу на территории доступной им Украины. Начхав на их историческую и художественную ценность.
Но всё же следует заметить, что куда больше царских памятников большевики снесли. И под декретом об их сносе стоят подписи не только Ленина и Луначарского, но и (сюрприз! для тех, кто привык в пример «разрушителю» Ленину ставить Сталина) подпись Сталина.

Подписанный ими 12 апреля 1918 года декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…» постановлял, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц».

В декрете говорилось: «Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы».
И вот 1 мая 1918 года был сброшен памятник генералу Скобелеву в Москве, на Скобелевской площади, которая превратилась в Советскую.

Памятник бравому генералу накануне сноса, окружённый лесами


Генерал, размахивая саблей, «полетел» с коня, на котором привык восседать


Мальчишка улыбается до ушей. Для него низвержение генерала и его лошади на мостовую — праздник


Боковые фигуры солдат, украшавшие памятник, тоже демонтировали

А вот как в том же мае 1918 года обошлись с памятником Александру III в Москве, возле храма Христа Спасителя. Так он выглядел до сноса:


Снос начался


Голова венценосца расстаётся с телом


Голова императора, короной вниз, съезжает на землю


Энгельс в 1887 году предсказывал, что в случае мировой войны «короны дюжинами будут валяться по мостовым и не будет находиться никого, чтобы поднимать эти короны». И действительно ведь, валяются

А это памятник Александру II в Кремле в исходном виде:

Но закончился и его срок:

Ещё о многих снесённых в те годы памятниках — Петру Первому, Ивану Сусанину и царю Михаилу Фёдоровичу, Екатерине II, Александру II, Александру III, Суворову… можно было бы рассказать. Но это уже не вмещается в один пост.

Общие выводы: как правильно отметил один из участников дискуссии вокруг «конфедератопада», памятники, пока они сохраняют политическую актуальность — это те же агитационные плакаты, только в бронзе и камне. И рассчитывать, что реакционеры или революционеры, придя к власти, не тронут плакаты своих врагов — просто величайшая наивность…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *