На протяжении всей американской истории рабочий класс страны боролся за увеличение заработной платы и улучшение условий труда. Эта борьба часто становилась жестокой, и важно помнить о тех мужчинах и женщинах, которые погибли, чтобы принести всем остальным право на отдых в выходные, восьмичасовой рабочий день, запрет на детский труд, безопасность на работе и другие права.

Сегодня борьба за права рабочих выглядит иначе: прилично одетые люди ходят кругами с плакатами и выкрикивают броские лозунги о нарушениях трудовой этики. Возможно, после нескольких дней такого пикетирования рабочие и их боссы спокойно сядут за стол переговоров и выработают компромиссные решения.

На протяжении большей части американской истории забастовки были гораздо радикальнее. Они касались не только отдельных рабочих моментов, но и социального устройства в целом, когда немногие были богаты, а большинство находилось ниже черты бедности. Забастовки часто сопровождались избиениями со стороны штрейкбрехеров, расстрелами национальными гвардейцами и даже бомбометанием с бипланов.

10. Великая железнодорожная забастовка

14 июля 1877 года железнодорожные рабочие в Мартинсбурге, штат Вирджиния, объявили забастовку в знак протеста против третьего за год сокращения зарплаты. Рабочие прекратили обслуживание железных дорог и остановили движение всех поездов. Забастовка вскоре распространилась на Мэриленд, Нью-Йорк, Пенсильванию, Иллинойс и Миссури. Это была первая общенациональная забастовка в истории США.

Спустя шесть дней была пролита первая кровь, когда войска Национальной гвардии из штата Мэриленд столкнулись с бастующими рабочими в Балтиморе и открыли огонь по ним – было убито 11 человек, ранено 40. В течение следующих двух дней войска Национальной гвардии Пенсильвании во время столкновений в Питтсбурге убили 40 рабочих, стреляя в толпу и разгоняя бастовавших штыками. В то же время федеральные войска убили на улицах Сент-Луиса ещё 18 человек.

Ожесточение росло. Было убито 44 забастовщика в Пенсильвании, 30 в Чикаго и 8 в Нью-Йорке. К концу забастовки более 100 рабочих были убиты полицейскими, войсками Национальной гвардии и федеральными солдатами.

После широкомасштабного насилия и разрушений как рабочие, так и правительства штатов стали готовиться к ожесточённой борьбе. Правительства штатов стали наращивать свои полки Национальной гвардии, в то время как профсоюзы активизировали усилия по вербовке своих сторонников. Прошло почти сто лет прежде, чем это кровавое соревнование закончилось.

9. Бойня в Бэй-Вью

1 мая 1886 года более 200 тысяч рабочих, как мужчин, так и женщин, начали всенародную кампанию за официальное установление восьмичасового рабочего дня. В Милуоки в акциях протеста приняли 12 тысяч рабочих.

К 3 мая в Милуоки остановились все фабрики, за исключением Северного Чикагского прокатного завода в Бэй-Вью. Полторы тысячи бастующих направились к заводу, чтобы призвать его рабочих присоединиться к забастовке. Между тем, владельцы бизнеса в Милуоки стали проявлять всё большее беспокойство. С первого дня забастовки они оказывали давление на губернатора Висконсина Иеремию Раск, чтобы он призвал войска Национальной гвардии и положил конец забастовке. В течение трёх дней Раск сопротивлялся требованиям работодателей. Однако к утру 4 мая несколько отрядов местных гвардейцев, численностью около 250 человек, прибыли на завод.

4 мая ситуация обострилась, подошедшие рабочие стали бросать камни в национальных гвардейцев и выкрикивать оскорбления в их адрес. В ответ гвардейцы открыли огонь. К этому моменту давление на Раска достигло предела. В ту же ночь он приказал капитану Трюмеру, который командовал отрядами Национальной гвардии, стрелять в любого забастовщика, который попытается проникнуть на завод.

5 мая снова собрались бастующие, требуя узаконить восьмичасовой рабочий день. Когда они приблизились к линии национальных гвардейцев, Трюмер отдал приказ открыть огонь по толпе рабочих. Было убито 15 человек, включая пенсионера и 13-летнего школьника, который из любопытства присоединился к толпе.

Расстрел возымел предполагаемый эффект и переломил ход забастовки. В результате прошло ещё много лет до того момента, когда был узаконен восьмичасовой рабочий день.

8. Расстрел в Морвуде

2 февраля 1891 года более 10 тысяч шахтёров и рабочих, обслуживавших коксовые печи, остановили всю работу на угольных шахтах в Морвуде, штат Пенсильвания. Под руководством Объединённого профсоюза шахтёров рабочие выступили с требованием повышения заработной платы и введения восьмичасового рабочего дня.

Переговоры между бастующими рабочими и американским промышленником Генри Клеем Фриком продолжались конец февраля и весь март. К 26 марта забастовка почти закончилась, когда стороны приблизились к подписанию соглашения о заработной плате. Но переговоры были прерваны.

30 марта более 1000 бастующих нанесли ущерб имуществу компании, уничтожив коксовые печи и повредив железнодорожные линии в Морвуде. В ответ губернатор Пенсильвании Роберт Э. Паттисон отдал приказ вывести местные подразделения Национальной гвардии.

Когда 2 апреля рабочие снова стали группироваться, войска открыли огонь по безоружным рабочим. Семь человек были убиты. Забастовку это не остановило, и Фрик призвал к действиям 100 штрейкбрехеров, которые должны были регулярно атаковать и преследовать забастовщиков. К маю забастовка была подавлена, избитые и окровавленные рабочие вернулись к печам и на шахты.

Три года спустя, в течение которых условия нисколько не улучшились, работник Мэтью Дж. Уэлш направил в газету «Питтсбург Таймс» письмо, которое было опубликовано 14 апреля 1894 года:

«Рабочих шахтёрского региона, особенно венгров, считают наиболее невежественным классом людей. Конечно, в определённой степени это так, иначе мы не трудились бы на шахтах в рабских условиях. Мы не образованны, но мы знаем, что лучше бросить работу и умирать от голода, чем пытаться работать и точно так же умирать от голода».

7. Пулмановская стачка

11 мая 1894 года недавно сформированный Профсоюз американских железных дорог объявил забастовку работников компании Pullman в Чикаго, штат Иллинойс. Рабочие добивались признания профсоюзов, что являлось ключевым шагом к обеспечению справедливой заработной платы и рабочего времени. Как и во время Великой железнодорожной забастовки 1877 года, железнодорожники по всей стране присоединились к забастовке, частично из солидарности, частично, чтобы добиться улучшения собственных условий труда.

На пике забастовки в ней участвовало более 250 тысяч рабочих в 27 штатах, в результате чего железнодорожное движение было остановлено на территории значительной части страны, что нанесло жестокий удар по всем крупным промышленным предприятиям. В связи с этим правительства штатов – и даже федеральное правительство – оказались под мощным давлением, с требованием покончить с забастовкой как можно быстрее и в случае необходимости – самыми жестокими методами.

В июне президент Гровер Кливленд собрал крупные силы, состоявшие из нескольких тысяч полицейских и 12 тысяч военнослужащих армии США. Отряды из этих солдат и полицейских были развёрнуты в Небраске, Айове, Колорадо, Оклахоме, Калифорнии и Иллинойсе.

Отношение войск к бастовавшим в разных местах было разным. В некоторых регионах, таких как Сакраменто, удалось избежать жестоких столкновений, в то время как в Чикаго погибло более дюжины забастовщиков. В общей сложности более 30 рабочих были застрелены полицией и федеральными войсками. Раненых было намного больше.

6. Латтимерская бойня

В августе 1897 года угольная компания Lehigh and Wilkes-Barre Coal Company уволила много шахтёров на шахте Латтимер вблизи Хейзлтона, штат Пенсильвания. Тем, кто остался, сократили зарплату, повысили арендную плату за жильё в общежитиях компании и приняли «меры по сокращению расходов», что означало увеличение рабочего дня и более опасные условия труда.

Всё это привело к забастовке. На шахте в основном работали иммигранты польского, словацкого, литовского и немецкого происхождения. К сентябрю бастовало 10 тысяч рабочих. Первоначально с ними пошли на переговоры о повышении заработной платы, но компания нарушила своё обещание, что привело к ещё большему возмущению среди бастовавших.

К этому моменту владельцы шахт, которые теряли всё больше доходов и поняли невозможность завлечь рабочих обратно в шахты обманом, призвали местного шерифа Джеймса Л. Мартина подавить забастовку.

Первоначально он колебался, но 10 сентября шериф Мартин собрал отряд, который должен был подавить выступление примерно 300-400 безоружных рабочих в Латтимере (главным образом славян и немцев), которые пытались заручиться поддержкой других местных шахтёров.

Когда требования шерифа разойтись были неоднократно проигнорированы, один из его людей крикнул: «Стреляйте по сучьим детям!». Отряд открыл огонь по мирной, невооруженной толпе. Девятнадцать человек были убиты, многие выстрелом в спину.

Вся страна сразу поняла, что это подавление отличалось от всех прочих. В ходе предыдущих забастовок правоохранительные органы хотя бы пытались оправдать своё насилие, ссылаясь на агрессивность и невооружённое насилие со стороны рабочих. В Латтимере ничего этого не было. На памятнике убитым рабочим в Латтимере написано:

«Это не было столкновением, потому рабочие не проявляли агрессию и не защищались, у них не было никакого оружия. Они были просто уничтожены, как бесполезные предметы. Каждый из добровольцев стремился превзойти других в этой бойне».

5. Забастовка водителей грузовиков в Чикаго

В апреле 1905 года рабочие универмага Montgomery Ward в Чикаго объявили забастовку. Их главная претензия заключалась в том, что собственник заключил договор субподряда с работниками, не имеющими права на работу. Этот незначительный трудовой спор быстро разросся, когда профсоюз Teamsters начал забастовку в знак солидарности с работниками универмага.

Профсоюз имел сильное влияние в Чикаго, там работало около 30 из 45 тысяч его членов. Вскоре от забастовки пострадали все крупные работодатели Чикаго.

В ответ Ассоциация работодателей Чикаго привлекла миллионы долларов (с поправкой на инфляцию), чтобы нанять огромную армию штрейкбрехеров. Эти люди пользовались особым покровительством в судах, благодаря чему им сходили с рук все акции насилия.

Между членами Teamsters и других профсоюзов с одной стороны и штрейкбрехерами с другой часто происходили столкновения. К августу, когда забастовка закончилась, в результате столкновений со штрейкбрехерами (ни один из которых не был убит) погибло более 20 бастовавших рабочих. Более 400 получили ранения.

4. Забастовка в Пайнт-Крик и Кабин-Крик

18 апреля 1912 года угольные шахтёры Западной Вирджинии в Кабин-Крик под знаменем «Объединённых шахтёров» объявили забастовку. Среди их требований было признание профсоюзов, повышение заработной платы и улучшение условий труда. Вскоре после этого к ним присоединились шахтёры Пайнт-Крик.

Обстановка обострилась, когда владельцы рудников наняли печально известное детективное агентство «Болдуин-Фельтс», чтобы положить конец забастовке. Немногим отличавшиеся от банды головорезов, штрейкбрехеры месяцами преследовали бастовавших шахтёров, часто лишая их поставок продовольствия, избивая их и даже стреляя в них издалека. К сентябрю, после нескольких месяцев противостояния, из соседних регионов Западной Вирджинии выдвинулись тысячи шахтёров, чтобы присоединиться к бастовавшим.

Хотя стычки были частыми, не было никаких попыток вести переговоры. Шли месяцы. Разочарованные тупиком и огромной потерей доходов, владельцы шахт призвали местные правоохранительные органы усилить акции насилия в отношении бастующих работников.

В феврале 1913 года, через 10 месяцев противостояния, шериф Боннер Хилл из округа Кананха и группа детективов прибегли к отчаянным и жестоким репрессиям. Они подогнали бронепоезд и напали на лагерь забастовщиков, расстреливая его из винтовок и пулемётов, при этом целенаправленно целясь в дома лидеров забастовки.

Откровенное проявление насилия деморализовало забастовщиков. Но они продолжали сопротивляться ещё пять месяцев, пока забастовка не была полностью подавлена в июле 1913 года. В ходе 15-месячной забастовки было убито более 50 рабочих, многие были ранены. Также считается, что многие умерли от голода и болезней, связанных с блокированием лагеря бастовавших.

3. Бойня в Ладлоу

В сентябре 1913 года около 12 тысяч шахтёров в Ладлоу, штат Колорадо, объявили забастовку в знак протеста против низкой заработной платы и опасных условий труда. Штат Колорадо отличался самыми опасными шахтами, уровень смертности на них в два раза превышал средние показатели по стране.

Забастовка была организована с помощью «Объединённых шахтёров». Наряду с другими требованиями, работники добивались признания профсоюзов, потому что на тех шахтах, где присутствовали профсоюзы, на 40 процентов сократилось число случаев гибели на рабочих местах.

Компания Colorado Fuel and Iron Company, которая владела угольными шахтами и занималась их эксплуатацией, стала выселять бастовавших рабочих и их семьи из посёлков, в которых те жили. Рабочие вместе с семьями переезжали в соседний палаточный городок, который они создали в ожидании такого события.

Владельцы шахт наняли детективное агентство «Болдуин-Фельтс» – фактически, просто частную банду вооружённых головорезов – для подавления забастовки. В течение нескольких месяцев «детективы» преследовали забастовщиков в их лагере. Ночью они освещали лагерь прожекторами, иногда стреляли случайным образом в палатки и изредка калечили и даже убивали рабочих.

В октябре 1913 года, после месяца кровавого насилия, губернатор Колорадо Элиас М. Аммонс приказал Национальной гвардии перебраться в этот район. Первоначально горняки надеялись, что приход гвардейцев принесёт мир и прекратит насильственные нападения, которым они ежедневно подвергались со стороны штрейкбрехеров.

Оказалось, что они просто приняли желаемого за действительное, симпатии гвардейцев вскоре стали открытыми. Они потакали штрейкбрехерам, и эти две силы стали почти неразличимыми.

Прошло шесть месяцев. Не было никаких попыток пойти на переговоры. Не имея возможности терпеть и дальше колонию забастовщиков, владельцы шахт призвали штрейкбрекеров и гвардейцев принять решительные меры. Утром 20 апреля 1914 года, когда тысяча мужчин, женщин и детей готовились встретить свой новый день, лагерь был накрыт пулеметным огнём.

Погибло 13 жителей. Лидера бастовавших выманили из лагеря, чтобы «договориться о перемирии», но он был казнён силами национальной гвардии. В тот же вечер гвардейцы и штрейкбрехеры вошли в лагерь и подожгли его.

На следующий день лагерь был в основном покинут. Один из рабочих, выбираясь из лагеря, обнаружил сгоревшие трупы двух женщин и 11 детей. Эта акция вызвала народное возмущение.

В Денвере «Объединённые шахтёры» стали готовиться к войне. Сотни вооружённых шахтёров из близлежащих посёлков отправились в район Ладлоу. Так было положено начало «Колорадской угольной войне», жестокому периоду широкомасштабных вооружённых столкновений между рабочими и войсками Национальной гвардии.

Хотя период интенсивных действий закончился к началу мая, забастовка продолжалась до декабря. Она закончилось поражением рабочих. К концу конфликта погибло около 200 человек.

2. Битва за Блэр-Маунтин

В мае 1920 года агенты детективного агентства «Болдуин-Фельтс» отправились в округ Логан в Западной Вирджинии, чтобы по просьбе местных владельцев шахт предотвратить попытки шахтёров создать профсоюз. По прибытии агенты начали выселять семьи горняков, подозреваемых в усилиях по созданию профсоюза.

Когда люди из «Болдуин-Фельтс» попытались развернуть свою деятельность в городе Мэтоун, против них выступили местные жители, наряду с мэром и начальником полиции Сидом Хэтфилдом. Вскоре прибыли многочисленные отряды вооружённых шахтёров. Конфронтация переросла в перестрелку, в результате которой погибли два шахтёра, мэр города и семь агентов «Болдуин-Фельтс». Сид Хэтфилд стал местным героем.

В течение следующих 15 месяцев длительный трудовой спор продолжался. Шахтёры саботировали работы и бастовали, в то время как владельцы шахт продолжали стрелять в рабочих, выселять их из домов и привлекать на их место новых рабочих. Всё резко изменилось, когда Сид Хэтфилд был убит братом двух агентов «Болдуин-Фельтс», которых он застрелил в Мэтоуне.

Шахтёры по всему региону начали покидать свои шахты, чтобы объединить свои силы и, взяв в руки оружие, прекратить тиранию владельцев шахт и их наёмников. Собралось около 13000 шахтёров, которые двинулись маршем по округам Логан и Минго, чтобы объединить ещё много тысяч горняков, прогнать наёмных боевиков, которые их постоянно терроризировали, и объединить южные округа Западной Вирджинии. Это было крупнейшее вооруженное восстание после Гражданской войны в США.

Между тем, шериф округа Логан Дон Чафин – который был крепко повязан с владельцами угольных шахт в регионе – получил значительные средства, позволившие ему собрать частную армию для остановки марша рабочих. Чафин и его люди решили занять оборону на горе Блэр-Маунтин, естественном препятствии, лежавшем на пути забастовщиков.

Первые стычки между шахтёрами и наёмными бандитами произошли 20 августа 1921 года. Кратковременное соглашение о прекращении марша быстро закончилось, когда Чафин, недовольный тем, что он зря собирал такие значительные силы, убил в соседнем городе нескольких членов профсоюза. Разъярённые забастовщики осадили гору Блэр-Маунтин.

Чафин использовал лётчиков для сброса излишков боеприпасов (бомб и газа), оставшихся с Первой мировой войны, на рабочих. Президент Уоррен Хардинг приказал ввести в район федеральные войска и даже угрожал использовать против рабочих бомбардировщики Martin MB-1.

Генерал Билли Митчелл использовал самолёты для разведки. 2 сентября прибыли войска. Опасаясь кровавой битвы, лидеры забастовки распустили марш. Во время конфликта было убито около 100 забастовщиков.

1. Расстрел в День памяти

26 мая 1937 года, когда мелкие металлургические компании отказались последовать примеру US Steel Corporation и принять требования профсоюзов о признании восьмичасового рабочего дня и повышении зарплаты, рабочие сталелитейных предприятий Кливленда объявили забастовку. Прекращение работы в Кливленде привело к призыву к забастовкам со стороны двух крупных профсоюзов – Оргкомитета сталелитейных рабочих (SWOC) и Конгресса промышленных организаций (CIO), которые действовали во многих городах по всей стране.

30 мая, в День памяти, возле штаб-квартиры SWOC в Чикаго собралось около 1500 бастующих сталелитейщиков и их союзников. Они планировали марш к находившемуся поблизости Республиканскому металлургическому комбинату, на котором была запрещена деятельность профсоюзов.

У ворот комбината невооружённую толпу, среди которой было много женщин и детей, встретили 250 вооружённых полицейских, которые были вызваны и оплачены руководством комбината. Безо всяких провокаций со стороны толпы полицейские произвели более 100 выстрелов, убив 10 человек и ранив более 100 человек. Большинство пострадавших были расстреляны в спину.

Ни одному полицейскому не было предъявлено обвинение в стрельбе. Начавшаяся в Кливленде забастовка постепенно побеждала, а события в Чикаго стали единственным насильственным инцидентом за всё время забастовки. Тем не менее, забастовка и расстрел чикагских рабочих привлекли внимание всей страны к требованиям сталелитейщиков. Пять лет спустя они добились признания профсоюза и выполнения его требований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *