Взрослым может быть трудно понять, как сделать мультфильм, который действительно понравится детям, особенно если речь идёт об интернациональной аудитории. Насколько необычными должны быть герои? Каков должен быть их характер, чтобы они не показались слишком «приторными»? И сколько «ужасов» можно вложить в этот фильм?
Это непростые вопросы для ответа. Если не учесть хоть один из этих пунктов, может получиться что-нибудь вроде…
10. «Крэк», Канада
Когда Squeeze Studio Animation из Квебека в 2015 году запустила эту серию из 52 одноминутных мультфильмов, казалось, что это ничем и никому не угрожает. Главная тема сюжета заключается в том, что страус по имени Эд должен защищать яйца в своём гнезде от всех, кто им угрожает. Это похоже на довольно обычный мультфильм. Проблема заключалась в том, что по ходу действия фильм заполонили не столько забавные проказники, сколько сцены, достойные фильмов ужасов, которые делают главного героя практически пришельцем из фильма «Нечто» режиссёра Джона Карпентера.
Например, в серии «Призрак» Эд получает сердечный приступ при виде крокодила, и яйца начинает защищать дух Эда, используя своё же бесчувственное тело как оружие. В процессе борьбы крокодил разрывает тело Эда – и последний кадр: дух Эда возвращается в своё тело, которое похоже на груду отдельных органов, и эта груда гордо забирается в своё гнездо.
Самый эксцентричный эпизод – это «Фабрика», в котором Эд закатывает свои яйца в задницу носорога, протаскивает их через всю его пищеварительную систему в обратном направлении и каким-то образом складывает зубы носорога в форме коробки для своего выводка. Особенно примечателен момент, когда у носорога при этом выскакивают глаза и удерживаются только на тонких нервных волокнах. Не следует забывать, что всё это показано в мультфильме с рейтингом G («Нет возрастных ограничений»).
9. «Планета сокровищ», Болгария
Судя по английскому описанию вышедшего в 1982 году фильма Румена Петкова, цель автора состояла в том, чтобы попытаться сделать его причудливой комбинацией из «Острова сокровищ» и мягкой научной фантастики – аналогично тому, что сделала компания Disney 20 лет спустя в своём фильме с таким же названием.
Сюжет очень отдалённо напоминает «Остров Сокровищ», все персонажи имеют такие же имена и соответствующие голоса. В эпизоде, где персонажи путешествуют во времени, их судно действительно превращается в деревянный парусный корабль, и всё становится похожим на классический роман Роберта Льюиса Стивенсона. Однако поведение персонажей настолько необычно и непоследовательно, что трудно сказать даже о том, являются ли они вообще людьми. А смена картин настолько хаотична, что половину времени нельзя понять, что происходит. (Не помог даже повторный просмотр).
Если говорить об анимации, то она часто выглядит так странно, что некоторым будет неудобно на это смотреть. В фильме также присутствует просто удивительное для детского кино количество кровавого насилия, не говоря уже о расистских карикатурах. Надо полагать, что именно эти жуткие и максимально запутанные сцены должны были сделать фильм «забавным».
8. «Ёжик в тумане», Россия
Снятый в 1975 году Юрием Норштейном фильм был признан лучшим анимационным фильмом на Детском фестивале в Тегеране. Он рассказывает о ёжике, который пошёл в гости и заблудился в тумане. По пути его преследуют летучая мышь и сова. В конце концов, спасаясь от погони, он падает в ручей. Ёжик плывёт по течению лёжа на спине и с жутким спокойствием говорит: «Я промок. Я скоро утону».
Редко когда в детском фильме присутствует главный герой, смирившийся со смертью в самый кульминационный момент повествования. В конце концов, ёжика спас его друг медвежонок, но это не просто счастливый конец. После спасения ёжик весь вечер сидит с отсутствующим лицом и думает о лошади, которую он видел в тумане. В добавление к тревожному характеру этой экзистенциальной истории, все герои как будто вырезаны из бумаги и двигаются самым неестественным образом, особенно в случае совы.
7. «Жирные», Франция
Этот короткий мультфильм, созданный в 2012 году режиссёрами Гари Фуши, Йоханном Бернардом и Себастьяном де Оливейра Биспо, был просмотрен более миллиона раз на канале под названием The Kids Club. Предположительно, большая часть детей-зрителей осталась в замешательстве, а меньшая – испытала отвращение. В фильме показан один день из жизни фермера и его жены. Вокруг них постоянно раздуваются и летают, как воздушные шары, всякие вещи: сначала это несчастная корова фермера, затем трактор и вилы, а под конец это происходит и с самой женой фермера.
В фильме нет даже попытки какого-то юмористического объяснения этого феномена, и это делает его непонятным и бессмысленным. Ещё более странным выглядит то, что происходящее, похоже, никого не удивляет. Предполагается, что образ жены, которая раздулась настолько, что заполнила собой весь дом, должен вызывать симпатию, но он слишком гротескный для этого. Настораживает и сцена, в которой фермер доит корову, но, когда он отводит взгляд, место коровы случайно занимает бык.
6. «Большой Тылль», Эстония
Для тех, кто не знаком с эстонским фольклором, этот короткометражный фильм 1980 года рассказывает о подвигах великана Тылля, который решил сразиться с иноземными солдатами при помощи колёс от телеги. В бою он был обезглавлен, после чего нанизал свою голову на меч и пошёл ложиться в могилу, ругаясь и обещая, что он поднимется снова из могилы в случае очередной войны против Эстонии.
Режиссёр Рейн Раамат в своём 14-минутном фильме показывает не только картину гибели героя, но и такие подробности, как разрубленные лица солдат. Но фильм был ограничен к прокату в Советском Союзе не из-за подробностей насилия, а из-за своей националистической тональности.
5. «Клоун Поппи», Япония
Человек, одетый, как клоун, в красно-белую полосатую пижаму, мучает пурпурного волка, морду которого прикрывает множество масок с разными выражениями настроения. По сути, это весь сюжет фильма, который был выпущен в 2001 году студией Kids Station. Помимо очень неприятной 3-D анимации (на Поппи не хочется смотреть даже тогда, когда он улыбается), не лучше и сами действия в фильме.
Взять, к примеру, эпизод 4, в котором два персонажа бросают ножи, и эти ножи втыкаются им обоим в лица. Или эпизод 10, в котором Поппи стреляет из пистолета, пуля рикошетит, и Поппи прячется за волком. Пуля проходит через волка несколько раз, после чего выходит из его задней части, а затем летит в рот Поппи. Тем не менее, всего было выпущено 40 таких эпизодов.
4. «Животные из Фартинг-Вуд», Великобритания
В 1993-1995 годах этот мультсериал транслировался в Британии в 16:00 по телеканалу «Би-Би-Си», а это означает, что он был рассчитан на привлечение внимания вернувшихся из школы детей. Сериал рассказывает о животных, которые должны покинуть свои старые жилища из-за того, что так хотят люди – этим он напоминает книгу «Обитатели холмов» и снятый по ней в 1978 году мультфильм «Опаснейшее путешествие». Сериал не только повторяет рисованные сцены насилия из этого фильма, но и заходит немного дальше, он показывает массовые убийства животных.
Безусловно, наиболее впечатляющей является сцена, в которой птицы накалывают на свои клювы, как на иголки, детёнышей мышей (сцена, которая полностью соответствует действительности). Сериал в конечном итоге заканчивается благополучно, и он завоевал довольно большую популярность, что делает ещё более неприятным присутствующие в нём сцены насилия.
3. «Белки и ёжики», Северная Корея
Этот пропагандистский мультсериал начали показывать в 1977 году, и он продолжается по сей день. Похоже, что SEK Studios занимается практически только им. В сериале группа животных защищает свой дом под названием «Цветочный холм» от орды хорошо вооружённых захватчиков. Очевидно, эта метафора говорит о постоянной угрозе Северной Корее со стороны США и Японии.
Корейцы представлены в виде белок, ежей и уток, американцы – это вооружённые лазерами волки на боевых кораблях, которые достаточно объёмны, чтобы транспортировать джипы, японцы – ласки, а южнокорейцы – мыши. Россию представляют пьяные медведи – стереотип, от которого следовало бы воздержаться, учитывая, что Северная Корея неоднократно поддерживалась Россией. Сериал не только переполнен боевыми действиями, но они ещё и не менее жестоки, чем в сериале «Животные из Фартинг-Вуд». В нём также большое количество случайных профанаций. Тем не менее, он остаётся вездесущим, и его герои украшают стены детских садов.
2. «Колокольчик Чирина», Япония
Длящийся сорок семь минут фильм 1978 года от студии Sanrio кажется объединением двух совершенно разных фильмов. Первый – это пасторальная история о жизни ягнёнка и его матери на ферме. Затем начинается второй, когда мать ягнёнка убивает волк. После этого ягнёнок охотится на волка. Когда он понимает, что не сможет его убить, то через силу просит, чтобы волк взял его к себе в ученики. Когда Колокольчик Чирина подрастает, они вместе с волком нападают на ферму, и он использует возможность убить волка. Затем Чирина обнаруживает, что стал настолько страшным, что овцы боятся принимать его в своё стадо, и тогда он покидает ферму навсегда.
Фильм несёт в себе здоровую идею, но она доносится слишком запутано. Очевидно, это критика жизни ради мести. Однако, вместе с тем, история показывает, что овцы так и жили бы в страхе перед волком, если бы Чирина его не убил – значит ли это, что и ему следовало тоже всю жизнь прожить в страхе? Этот вопрос остаётся без ответа. Кроме того, в фильме также представлены сцены убийства животных, несмотря на то, что в целом он смотрится довольно приятно.
1. Fun Kids Smile, Соединённые Штаты
Американский мультфильм неизбежно должен был оказаться в этом списке. Но кто бы мог подумать, что он будет отличаться наихудшей анимацией? На YouTube-канале Fun Kids Smile присутствует много мультфильмов с такими популярными персонажами, как Микки Маус, Свинка Пеппа или птицы из Angry Birds, которые были сняты без намёка на разрешение от владельцев авторских прав.
Как сообщает сайт Baby Center, эти мультфильмы показывают такие малопривлекательные вещи, как нос Микки Мауса, отрубленный ребёнком. Если говорить о персонажах-детях, то есть фрагмент, где детей Микки Мауса преследует собака, после чего они остаются все в грязи и крови, а заканчивается этот эпизод тем, что Микки и Минни Маусы стоят над израненными детьми и смеются над ними. Дело не только в том, что эти мультфильмы рекламируются как предназначенные для маленьких детей, что уже неуместно; судя по их содержанию, их авторами вообще являются умственно нездоровые люди, которые пытаются сделать комедию.