25 июля завершилась регистрация кандидатов на пост главы Российской академии наук. В списке оказалось семь претендентов. Возможно, не исключает нынешний и.о. президента Академии наук Валерий Козлов, к моменту голосования в сентябре останутся все семеро кандидатов: «Насколько я знаю, у правительства нет цели специально уменьшать их число».


фото: Геннадий Черкасов

Выборы 2017 года впервые пройдут по новым правилам, хотя на данный момент принятый Госдумой закон еще не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом.

Одним из главных новшеств станет предварительное представление всех выдвинутых кандидатов на согласование с правительством и лишь затем вынесение на голосование общего собрания РАН тех из них, кого правительство утвердит. Здесь и кроется главная интрига.

За несколько часов до окончания срока выдвижения в список вошли 7 кандидатов, сообщил Валерий Козлов. Это академики: Евгений Каблов, Геннадий Красников, Роберт Нигматуллин, Владислав Панченко, Александр Сергеев, Алексей Хохлов и Валерий Черешнев.

Большинство выдвигались как отделениями РАН, так и инициативными группами собратьев академиков. Однако двое — Нигматуллин и Хохлов — только инициативными группами. И эта возможность также является новшеством.

Теперь слово за правительством. Однако на основании чего там сделают свой выбор в пользу тех или иных кандидатов, совершенно не ясно: закон не дает четких критериев отбора и процедуры принятия этого решения. Непонятно даже, сколько претендентов останется в списке, который 25–26 сентября вынесет на голосование общее собрание.

Возможно, не исключает Козлов, к моменту голосования останутся все семеро: «Насколько я знаю, у правительства нет цели специально уменьшать число кандидатов. Так что, возможно, будут согласованы все», — подчеркнул он.

Главное, чтобы, когда дойдет до выборов, в списке было не меньше двух претендентов, ведь иначе выборы утеряют этот статус, превратившись в простое голосование. А это также противоречит новому закону.

Надо признать: включение в процедуру выборов главы РАН ступени согласования кандидатов с правительством одобрили далеко не все академики. Однако РАН, подчеркнул Козлов, «является государственной академией со всеми вытекающими последствиями. Поэтому мы согласуем все свои действия со своим учредителем — правительством. И так было всегда: и в императорское, и в советское время. Вопрос о руководстве РАН всегда обсуждался с лидерами страны, и мнения последних играли существенную роль при принятии решения».

Впрочем, подчеркнул он, никакого давления со стороны высших чиновников по поводу тех или иных кандидатур академия не ощущает.

— Я имел много разговоров с руководителями разного уровня — и в правительстве, и в Администрации Президента — и могу ответственно сказать, что никакого давления или даже намеков, что нужно поддержать ту или иную кандидатуру, не было.

Правда, шансы избраться у разных кандидатов разные, признал он: «И, наверное, наверху уже известно, кто будет избран. Просто сейчас мы этого еще не знаем. Во всяком случае, я ответа на этот вопрос не знаю точно!»

(По неофициальным данным, фаворитами в академии считаются Панченко и Сергеев.)

— Я смотрю с оптимизмом на то, что мы проведем сентябрьское собрание успешно и выберем достойнейшего! — подытожил Козлов.

Но, правда, с существенной оговоркой: если соберется кворум. Напомним, что мартовское общее собрание, также посвященное выборам руководства академии, едва не сорвалось из-за неявки академиков, и лишь в какой-то момент набрало необходимый кворум.

— Либо академическое сообщество подходит ответственно к выборам, либо нет, — подчеркнул Козлов. — Ведь долго оставаться без руководства нельзя: необходимо формировать все структуры управления Академией наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *