Возродить и активизировать древний промысел — сбор яиц топорка (северного попугая) – впервые за долгие годы удалось активистам Командорского заповедника.
фото: ru.wikipedia.org
Как сообщили «МК» в заповеднике, на этой особо охраняемой природной территории для коренного малочисленного народа – алеутов – разрешено традиционное природопользование: заготовка сена, грибов и ягод, традиционный промысел северного морского котика и сбор яиц топорка, названного северным попугаем за яркую окраску. Традиция собирать яйца этой птицы уже, было, совсем сошла на нет: молодежь не хотела заниматься старинным промыслом, требующим определенных усилий, опыта и сноровки, тем более, что в магазинах полно обычных куриных яиц. Таким снижением интереса к традициям своего народа были озабочены члены местной общественной организации «Ассоциация народов Севера Алеутского района Камчатской области». В этом году вместе с руководством Командорского заповедника они запустили программу по популяризации промысла добычи яиц топорка. Инициатива дала хороший результат: алеуты впервые за долгие годы почти выполнили норму по заготовке яиц: 1094 яйца при квоте в 1500 яиц.
Сбор проводился на острове Топорков, где выводит потомство 45000 пар пернатых. За яйцами ходили дважды, чтобы не волновать гнездящихся попугаев, – в первый день было собрано 532 яйца, а во второй, спустя неделю, – 562. Сбор был разрешён только в буферной прибрежной зоне. Для добычи яиц сборщики использовали защитные рукавицы. Яйца вынимали прямо из нор, где гнездятся топорки, и аккуратно складывали в корзины слой за слоем, а между слоями яиц выстилали траву – чтобы не разбить ценный груз. По совету старожилов, если хотите, чтобы топорок отдал вам яйцо сам, нужно в норе попытаться поймать саму птицу. Тогда она отступает назад и выталкивает вперёд яйцо. Так делали старики-алеуты.
После окончания сбора яйца распределяются среди членов общественной организации и жителей села Никольского. Их пьют сырыми, варят, жарят и используют для приготовления теста, как и куриные.
По словам директора заповедника Евгения Мамаева, изъятие тысячи яиц на популяцию топорков практически не оказывает влияния, поскольку на острове гнездится порядка ста тысяч особей этой птицы.