Некоторые пациенты, которые перенесли клиническую смерть, проходят через переживания, напоминающие многим картины «загробного мира». Профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Юрий Сердюков заявил, что, пусть подобные случаи действительно имеют место, в действительности ничего мистического за ними не стоит.
фото: pixabay.com
По словам учёного, для верной трактовки переживаний такого рода необходимо учитывать, что мозг человека во время клинической смерти продолжает жить, даже если снижение его активности выходит за предел чувствительности современной аппаратуры. Даже при остановке дыхания и сердцебиения во многих случаях человека оказывается можно спасти через несколько часов, а теоретически, в некоторых случаях — и спустя целые сутки. В связи с этим некоторые специалисты считают, что в будущем медикам удастся производить операции, которые ещё недавно назвали бы «воскрешением».
Опираясь на данные, полученные другими специалистами (в частности, доктором медицинских Львом Литваком, 26 дней находившимся в коме), Сердюков пришёл к выводу, что в «терминальном состоянии сознания» происходит распад психики человека, при котором тот теряет способность к вербально-логическому мышлению. При этом вся прожитая жизнь, начиная с внутриутробного периода, а также определённые генетические особенности и сам стресс, которым является клиническая смерть, могут оказать влияние на «содержание» околосмертных переживаний.
В свою очередь, ощущение «прикосновения к вечной жизни» учёный слонен объяснять тем, что в условиях, когда даже сердцебиение не помогает отмерять время, даже объективно недолгое переживание может длиться вечно с точки зрения того, кто его испытывает.
Своими идеями Сердюков поделился в ходе междисциплинарного семинара «Нейрофилософия», прошедшего в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.