Четыре кружки из музея Steins Unlimited. Три кружки справа, которые сделал коллекционер Джордж Адамс, показывают историческое развитие пива и пивных кружек

Душное июльское утро. Экстраординарный коллекционер пивных кружек Джордж Адамс наслаждается бокалом пива Yuengling из кегератора. Сидя за рабочим столом в своём частном музее, Steins Unlimited, в Памплине (штат Вирджиния), 79-летний мужчина пытается соответствовать «красивой, редкой» глиняной кружке XVIII века с характерной для того периода оловянной крышкой.

«Эту я нашёл в коробке с барахлом, которое купил на аукционе недвижимости в штате Мэриленд», – говорит Адамс, усмехаясь. Высокий, с волосами серебристого цвета, он любит искать новые сокровища – в особенности по выгодным ценам. На столе красуются кружки от пивоварни Old Style начала 1980-х годов. И хотя они не очень редкие, чтобы заполучить самую красивую из них, ему пришлось купить целую партию.

Кружка небольшая, однако она покрыта кобальтовой глазурью и украшена узорами из листьев и цветов. Адамс говорит, что он способен определить её возраст, осмотрев быстрым взглядом.

 

Джордж Адамс построил несколько дополнительных зданий на своём участке, чтобы было где хранить пивные кружки

«Серая глина говорит мне о том, что материалы были добыты в карьерах Вестервальда, представляющего собой горный хребет за пределами Хёр-Гренцхаузена (Германия)», – поясняет коллекционер. Офорт – это тип гравюры, который вошёл в моду в начале XVIII века. Цвет и крапинки, похожие на апельсиновую корку и произведённые «бросанием соли в печь сразу же, как только глина стала раскалённой», указывают на технику, которую региональные производители использовали в период между 1720 и 1800 годами. Наконец, у кружки есть ручка. «Видите круг на донышке? – спрашивает Адамс. – Они стали появляться на вестервальдских кружках примерно в 1740 году и были заменены вскоре после этого».

Кружку с крышкой Адамс отнёс к 1740-1750-м годам и поместил среди множества других немецких сосудов аналогичного возраста. Steins Unlimited является домом для одной из крупнейших и самых выдающихся коллекций пивных кружек в мире, которая насчитывает более 10 тысяч экземпляров, принадлежащих разным художественным стилям и историческим эпохам.

Адамс собирает пивные сосуды больше 50 лет – одержимость, которая восходит к раннему детству. «Мой дед был иммигрантом из Германии, – говорит он, – и привёз с собой много традиций Старого Света».

 

Джордж Адамс указывает на маркировку, найденную на одной из старых пивных кружек из Вальденбурга (Германия), которая датируется 1640 годом

В доме Адамса, где он провёл своё детство, над камином висела деревянная чаша ручной работы. Когда мать объяснила, что предмет принадлежал его прадедушке и назывался «штейном» (stein), это слово приобрело для него мифическое значение. «Это слово было таким странным; оно очаровало меня. Я начал представлять, откуда появилась эта штуковина и частью какого мира она была».

Адамс говорит, что «всерьёз» начал коллекционировать пивные кружки после того, как ему исполнилось тридцать лет. Он покупал их на антикварных выставках и блошиных рынках, если цена была разумной. Также он приобретал книги и руководства, чтобы погрузиться в 600-летнюю историю пивных кружек.

«Слово «stein» – сокращённая форма от «steinzeugkrug», что в переводе с немецкого означает «керамический кувшин или кружка», – пишет Гари Кирснер, автор «Книги пивных кружек». – Однако сегодня штейном называют любой пивной контейнер… который имеет откидную крышку и ручку».

 

Одна из множества комнат в музее Steins Unlimited. Справа – кегератор и пивная кружка высотой 1,2 метра

Крышка изначально была добавлена для того, чтобы служить защитой от чумы. После того как Чёрная Смерть убила более 25 миллионов человек в 1300-х годах, европейцы, которые считали, что её породила грязь, начали искать способы быть более чистыми. Поэтому, когда «полчища маленьких мух… вторглись в Центральную Европу в начале 1400-х годов», княжества на территории нынешней Германии «приняли законы, которые требовали, чтобы все контейнеры для пищевых продуктов и напитков были закрытыми». Обычная кружка вскоре приобрела откидную крышку.

Дальнейшие законы, согласно которым «пиво могли варить только из хмеля, зерновых, дрожжей и воды», и «строго соблюдаемые правила, касающиеся [его] качества и транспортировки», привели к началу золотого века производства пива. Поскольку среднее потребление выросло до «двух литров пива в день на человека», стали появляться таверны и пивные. К 1500-м годам «каждому в Германии нужен был личный сосуд для питья, которым можно было гордиться».

Как только кружки превратились в символы статуса, между производителями разгорелась конкуренция. «Дизайн обеспечивали художники эпохи Возрождения», – говорит Кирснер. Вскоре кружки стали украшать «семейными гербами, историческими, аллегорическими и библейскими сценами», а также цветной глазурью. Иными словами, потребление пива сопровождалось «удовольствием для глаз».

«Чем больше я узнавал, тем больше меня это увлекало», – признаётся Адамс. Вскоре его коллекция разрослась до сотен экземпляров и заняла несколько комнат.

 

При помощи тысяч пивных кружек Джордж Адамс может рассказать всю историю пива

В 1980 году он посетил своё первое мероприятие в качестве торговца. Продажа обеспечила как «острые ощущения», так и «повод купить больше». К середине 80-х годов Адамс приобрёл трейлер и регулярно демонстрировал более 700 антикварных и особых пивных кружек. Несмотря на то, что он работал полный рабочий день мясным инспектором, он посещал около 20 выставок в год. На каждой из них он продавал по 20-30 кружек, и его валовой объём продаж составил около 25 тысяч долларов.

В 1994 году Адамс взял отпуск, чтобы отправиться в Германию. Там он обучался искусству изготовления оловянных крышек «вручную, по старинке». В деревенских пивных пабах он перенимал культуру изготовления «штейнов» из первых рук.

«Это было похоже на шаг назад во времени, – говорит он. – У всех жителей кружки висели на колышках над баром. Они приходили после работы и выпивали по пинте, прежде чем отправиться домой». Иногда собирались целыми семьями – детям наливали в маленькие кружки специальное слабоалкогольное пиво.

Адамс решил уйти из мясного бизнеса, чтобы преследовать свою страсть. В течение десяти лет он ездил по Восточному Побережью и Среднему Западу, продавая редки и коллекционные пивные кружки. За большинство из них он получал по 50 долларов, и его крупнейшая продажа составила примерно 10 тысяч долларов. «Во время одной из выставок я продал 150 кружек за четыре дня», – хвастается он, ухмыляясь.

Проблемы со здоровьем и нестабильный рынок вынудили Адамса прервать свою деятельность в 2009 году. К тому времени он накопил более 9000 редких и исторически значимых кружек. Чтобы предоставить публичный доступ к своей коллекции – и знаниям – он основал музей Steins Unlimited.

Это необычный музей. Расположенный у шоссе Highway 460, на окраине небольшой деревушки с двумя сотнями жителей, музей, по сути, находится посреди ничего. Основная часть коллекции хранится в двухкомнатном сарае на заднем дворе, а ценные артефакты можно найти в пятикомнатном кирпичном ранчо Адамса. Также некоторые экземпляры он поместил в трейлер.

У Адамса нет официальной страницы в Facebook или веб-сайта – музей рекламируется при помощи двух расписанных вручную вывесок: одна висит на почтовом ящике, другая находится возле дороги. Тем не менее, по словам Адамса, около 1500 человек посещают его музей ежегодно. И это приносит им фантастическое удовольствие.

 

Самая большая кружка в музее Steins Unlimited крупным планом

При входе в сарай вас встречает массивный 32-литровый сосуд. Его высота составляет около 1,2 метра, он изготовлен из фарфора и изображает сцену в таверне в сине-белом цвете. Адамс называет его «немецким пивным королём»; он был произведён в начале 1950-х годов в ограниченном количестве и считался самым большим штейном в мире. «Недавно компания выпустила сосуд побольше, – шутит Адамс, – так что теперь он второй по величине в мире».

Колосс окружён более 3000 европейских кружек. Экскурсия начинается в правой стороне помещения, возле кегератора, с вопроса: «Не хотите ли вы попробовать бокал старейшего пива в Америке?». Если да, то Адамс с радостью нальёт вам Yuengling. (Угощенье и вход бесплатны, однако пожертвования приветствуются.)

Двигаясь против часовой стрелки, вы узнаёте историю пивных кружек. Выбирая примеры с полок от пола до потолка, он использует сосуды в качестве иллюстративных примеров. Перед вами – экземпляры, датируемые XIV-XIX веками; на них изображены семейные гербы и различные сцены, от похабных до религиозных.

 

Среди старых, исторических кружек можно найти более причудливые творения

Адамс особое внимание уделяет рассказу о превосходных мастерах 1850-1910 годов, «золотом периоде штейнов», когда «немецкие рабочие были готовы потратить недельную зарплату» на персонализированный сосуд. Иногда гильдии награждали членов «профессиональными кружками», чтобы отметить их достижения или мастерство. В этот момент Адамс находит кружку с изображением констебля в форме, который бродит по холмистым улицам идеализированной деревни.

После начинается выставка под названием «Годы войны». Она начинается с объединения Германии под руководством Отто фон Бисмарка, продолжается Первой мировой войной и завершается жуткой коллекцией Третьего Рейха.

«Обратите внимание, как символы становятся всё более агрессивными по мере увеличения влиятельности Гитлера», – говорит Адамс. Действительно, листья и трезубцы с закруглёнными концами сменяются нацистскими символами, которые выглядят довольно странно. К началу 30-х годов на кружках появились свастики и железные кресты, в основном едва заметные. Незадолго до начала войны они стали вопиющими.

 

Кружки Третьего Рейха в музее Steins Unlimited

Другие части тура включают большое помещение, где хранятся 6000 кружек, которые представляют каждую крупную пивоварню США ХХ века. Здесь есть великолепные резные деревянные кружки, стеклянные кружки, кружки с драконьими хвостами вместо ручек, кружки с портретами и кружки, сделанные из чистого серебра и даже с золотыми крышками. В своём «коронном зале» Адамс хранит около 500 таких сосудов. Он говорит, что им всем сотни лет. Они, вероятно, были сделаны для немецкой элиты и использовались только в качестве украшений стола или в особых случаях.

«Самое забавное заключается в том, что я был в Европе бесчисленное множество раз и знаю кучу коллекционеров, однако, по правде говоря, большинство моих экземпляров были приобретены на аукционах, где люди просто пытались избавиться от того, что они считали кучей дерьма, – смеётся Адамс. – Как там говорят: что одному – мусор, то другому – клад?».

 

Джордж Адамс, владелец музея Steins Unlimited, за своим рабочим столом реставрирует пивные кружки

 

 

Слева направо: греческая пивная кружка и пивная кружка с изображением «Трёх балбесов»

 

 

Пивная кружка с изображением Bud Man в музее Steins Unlimited

 

 

В музее Steins Unlimited в Памплине (штат Вирджиния) хранится около 10 тысяч пивных кружек

 

 

В музее Steins Unlimited можно найти пивные кружки на любой вкус

 

 

Джордж Адамс, владелец Steins Unlimited

 

 

Пивные кружки крупным планом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *