Извержение супервулкана Тоба, произошедшее около 74 тысяч лет назад, вопреки распространенному мнению, не привело к тому, что людей в Африке стало в десять раз меньше, чем было ранее. К такому выводу пришла группа исследователей, представляющих Аризонский университет. Специалисты пришли к выводу, что «вулканическая зима» на планете в результате извержения не наступила.

Считается, что извержение Тобы на острове Суматра привело к резкому похолоданию и снижению количества солнечного цвета на Землю. Согласно этой теории, в результате, как бывает в подобных случаях, пострадали сначала растения, а затем, по цепочке — травоядные животные, этими растениями питающиеся, и хищники, поедающие травоядных. Некоторые модели, построенные ранее, позволяли предположить, что популяция людей, населяющих Африку, могла сократиться со 100 тысяч до 10 тысяч людей.

Чтобы проверить, соответствуют ли подобные предположения действительности, специалисты сопоставили останки растений, произраставших за век до и два века спустя после извержения, и не обнаружили между ними принципиальных различий. По всей вероятности, это означает, что «вулканической зимы» всё же не наступило, утверждают авторы новой научной работы.

Исследование было опубликовано в научном издании Journal of Human Evolution.

Стоит отметить, что, согласно довольно популярной теории, извержение супервулкана стало основной причиной, по которой вымерли неандертальцы. Речь идёт о вулкане, на сегодняшний день расположенном под Флегрейскими полями — вулканической кальдерой, расположенной в Италии рядом с Неаполем. Более того, некоторые учёные не исключают, что этот дремлющий уже почти полтысячелетия вулкан в обозримом будущем может снова «проснуться».

К слову, в прошлом году специалисты, представляющие американское аэрокосмическое агентство NASA, назвали извержение супервулкана наиболее серьёзной угрозой для человечества, более опасной, чем, к примеру, падение гигантского астероида или начало Третьей мировой войны. По словам специалиста, если какой-либо из супервулканов проснётся, это приведёт к поражению всего живого в радиусе до 150 километров, а пыль и газ, которые окутают планету, приведут к наступлению на Земле некоторого подобия «ядерной зимы».