Группа американских ученых из Массачусетского технологического института и ряда других научных организаций обнаружила самую далекую от Земли сверхмассивную черную дыру из известных на сегодняшний день. Она находится в центре чрезвычайно яркого квазара. По данным исследователей, черная дыра появилась менее чем через 700 миллионов лет после большого взрыва. Если это действительно так, найденный объект может заставить по-новому взглянуть на историю древней Вселенной.

Специалисты отмечают, что, прежде чем достигнуть Земли, свет от квазара находился в пути около 13 миллионов лет, то есть на протяжении практически всего времени, которое существует Вселенная. При этом масса чёрной дыры в его центре, по данным учёных, превышает массу Солнца в 800 миллионов раз. На данный момент остаётся загадкой, каким образом она могла появиться и стать столь тяжёлой всего лишь через 690 миллионов лет после Большого взрыва, даже если скорость её роста была бы максимально возможной.

Не менее удивительным, по мнению учёных, является и период, когда чёрная дыра должна была зародиться. была примерно наполовину заполнена облаками из нейтрального водорода, то есть была значительно менее «прозрачной», чем сегодня. Открытие может означать, что в этот период истории Вселенной чёрные дыры росли значительно быстрее, чем это возможно на сегодняшний день и чем допускают наиболее популярные теории, касающиеся данных объектов.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Квазар — класс астрономических объектов, являющихся одними из самых ярких (в абсолютном исчислении) в видимой Вселенной. Предполагается, что, квазары представляют собой активные ядра галактик на начальном этапе развития, в которых сверхмассивная чёрная дыра поглощает окружающее вещество, формируя аккреционный диск. Он и является источником излучения, иногда в десятки и сотни раз превышающего суммарную мощность всех звёзд таких галактик, как Млечный путь.

Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.