Удачное расположение двух спутников Юпитера — Ио и Европы — позволило американским специалистам из университета Калифорнии в Беркли получить инфракрасную карту крупнейшего действующего вулкана Солнечной системы из всех, известных на сегодняшний день — вулканической впадины Локи. Новые данные, в том числе, позволили ответить на некоторые вопросы о процессах в недрах Ио.

Когда Ио оказалась в тени Европы, покрытая льдом поверхность которой заслонила «соседку» от инфракрасного излучения Солнца, специалистам удалось более тщательно изучить, каким образом тепло перемещается на поверхности самой Ио и, в частности, сколько тепла вырабатывает патера (кратере неправильной формы) под названием Локи. В результате специалисты пришли к выводу, что впадина представляет собой лавовое озеро, в миллионы раз превосходящее те, что можно встретить на Земле — его площадь составляет более 2 500 квадратных километров. При этом в патере действуют две группы волн, образующиеся в одной точке, а затем огибающие кратер и сталкивающиеся в другой. Судя по тому, что потоки движутся с разной скорость, перемещаются они по своеобразным «тоннелям» под поверхностью космического тела, предполагают специалисты

Наблюдения учёные проводили с помощью Большого молекулярного телескопа. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

Ио, как и Европа, представляет собой одну из так называемых галлилеевых спутников Юпитера — так называют четыре самых крупных луны газового гиганта из 67, открытых на сегодняшний день. При этом из этих четырёх космических тел Ио расположена к планете ближе всего. Спутник назван в честь персонажа древнегреческой мифологии, одной из возлюбленных Зевса. В свою очередь, патера Локи получила своё название в честь одного из центральных персонажей мифов другой страны — бога хитрости и обмана у древних скандинавов.