Давно известно, что некоторые люди предпочитают ложиться спать и просыпаться рано, а другие поздно. Первых принято называть жаворонками, а вторых совами. Однако есть люди, для которых задача заснуть пораньше является трудновыполнимой даже по меркам сов. С недавнего времени специалисты называют подобное синдромом задержки фазы сна. Группа специалистов из США и Турции сумели понять природу и генетические предпосылки подобных особенностей.

Учёные выявили мутации в гене CRY1, связанном с регуляцией циркадных ритмов, заставляющих каждый цикл сна и бодрствования занимать более суток, в результате чего спать человеку начинает хотеться всё позднее, а вставать рано утром — всё сложнее. Исследователи под руководством Майкла Янга из Университета Рокфеллера убедились в этом, изучив гены членов шести больших семей, в том числе, 39 человек с мутациями CRY1. Как выяснилось, некоторые варианты этого гена приводили к смещению циркадных ритмов на 2-4 часа по сравнению со среднестатистическими или приводили к тому, что распорядок сна становился нерегулярным (даже если внешние обстоятельства на это не влияли).

Дальнейшее исследование показало, что обнаруженные генетические особенности встречаются довольно часто — к примеру, по оценкам специалистов, ими в среднем обладает один европеец из 75 (за исключением финнов, среди которых это соотношение, предположительно, является другим).

Впрочем, как утверждают специалисты, во многих случаях даже люди, обладающие выявленной мутацией, способны силой воли нормализовать своё график. Но для этого, по словам учёных, необходимо установить для себя расписание и строго его придерживаться на протяжении долгого времени.

Научную работу по итогам своего исследования учёные опубликовали в журнале Cell.

«Совам» и «жаворонкам», а также их отличиям посвящается немало различных исследований. В частности, специалисты утверждают, что жаворонки в среднем стройнее и оптимистичнее сов, однако совы, по некоторым данным, дольше выглядят молодыми.