К сенсационному выводу о том, что человек способен продлить молодость путем… замедления своего развития, пришли ученые МГУ им. Ломоносова. Группа, работающая под руководством академика РАН, биолога Владимира Скулачева и ректора университета, математика Виктора Садовничего, доказала теоретическую возможность этого на примере африканских грызунов — голых землекопов. Данные уникального исследования были опубликованы на днях в научном журнале Physiological Reveiws. Подробности «МК» узнал из первых рук.

Ученые многих лабораторий в мире давно изучают секрет вечной молодости голых землекопов, которые если и умирают, то только от ранений, полученных в процессе добывания пищи, или в схватках с врагами. По сравнению со своими близкими сородичами мышами, живущими до 3 лет, голые землекопы за 50 миллионов лет своего существования увеличили продолжительность жизни в 10 (!) раз. Более того, в лабораторных условиях своей собственной смертью пока не умер ни один голый землекоп. Вот оно — бессмертие наяву! Но как? И можно ли теми же способами уберечь от неизбежной кончины хомо сапиенс?

У специалистов МГУ есть предположение, что когда-то эти зверьки тоже старели, но постепенно их организм просто взломал программу увядания. Произошло это по причине отсутствия необходимости развиваться, — грызуны достигли совершенства и прекратили эволюционировать (как известно, процессы старения ускоряются эволюцией). В естественных условиях саванны землекопы вгрызаются в твердый грунт, чтобы строить там жилища-лабиринты. Они настолько увлечены этим занятием, что даже прогрызали бетонные плиты! Немудрено — на поддержание суперчелюстей грызуна работает треть (!) мышц его небольшого тельца.

Немаловажным поводом для достижения совершенства стала идеальная социальная среда, которую создали для себя голые землекопы: это строжайшая иерархия, деление на «касты», беспрекословное подчинение (в противном случае — смерть) и качественное выполнение своих обязанностей. Право размножаться у голых землекопов имеют только царица и двое-трое ее мужей, защищенных от хищников (змей) и прочих невзгод стараниями неразмножающихся рабочих особей. Разумеется, в среде голых землекопов знать живет очень долго и оставляет большое потомство. Что касается охранников, строителей, добытчиков корма и нянек, чья армия доходит порой до 200 особей только у одной королевы, они часто гибнут в схватках с иноплеменниками или более сильными хищниками.

Согласитесь, нечто подобное есть и в жизни человека, который, правда, превзошел по долгожительству своих ближайших родственников шимпанзе всего в два раза. А значит, у нас, теоретически, еще есть шанс достичь уровня голых землекопов. И это доказывают в статье российские математики: у современных людей, живущих в развитых обществах (приведены графики по современным японкам и шведкам), на протяжении значительной части жизни — лет примерно до 60 — отмечается низкая смертность и очень слабо выраженный рост смертности с возрастом по сравнению с охотниками-собирателями из Южной Америки. Еще больше этот разрыв заметен у них по сравнению с шимпанзе. И нет в природе ни одного, по крайней мере изученного, вида, который настолько смог бы продлить свою молодость и жизнь в целом по отношению к сородичам, как мы и голые землекопы.

Мало кто, говоря о продлении молодости, рассматривает этот дар как задержку развития. Согласитесь, это не слишком привлекательный термин, но именно он и рассматривается учеными как главный признак, свойственный наиболее эволюционировавшим существам: человеку и голому землекопу. У него есть и другое название — неотения. Итак, какие же признаки неотении, ведущей к сохранению у взрослых особей ряда детских и даже эмбриональных признаков, увидели биологи МГУ у двух высших млекопитающих?

Вот что сказал «МК» по этому поводу участник исследования, биолог из МГУ им. Ломоносова Александр Марков:

— Новизна обсуждаемой работы как раз и состоит в том, что авторы попытались, во-первых, составить наиболее полный перечень неотенических признаков у голых землекопов, во-вторых, обсудить возможные причинно-следственные связи между неотенией, социальностью и долголетием.

Итак, внешние признаки неотении у голых землекопов следующие: мелкие размеры, почти полное отсутствие волосяного покрова, полное отсутствие ушных раковин (у их родни они развиваются вскоре после рождения). Другие «детские» черты из 43 описанных в статье, обнаруживаются у голых землекопов на молекулярном и клеточном уровнях. Например, нейроны головного мозга у голых землекопов весьма устойчивы к кислородному голоданию. Такая устойчивость типична только для новорожденных млекопитающих (она помогает не задохнуться во время родов), но с возрастом теряется. Голые землекопы сохраняют ее на всю жизнь.

О замедлении их развития свидетельствуют и такие признаки, как долгая беременность (66–84 дня против 20 дней у мыши) и позднее наступление полового созревания.

Еще одна неотеническая черта голых землекопов — слабая способность к поддержанию постоянной температуры тела, что характерно для новорожденных млекопитающих.

Что касается признаков неотении у человека, давно замечено, что по целому ряду признаков люди больше похожи на детенышей обезьян, чем на взрослых: это и отсутствие волосяного покрова на всем теле, и особенности мозга и поведения. Как ни странно, к замедленному развитию ученые относят пониженную агрессию.

— Мы пришли к выводу, что землекопы продлили часы своего развития, — говорит другой участник исследования, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова Максим Скулачев. — Есть такие предположения и по поводу человека, у которого успехи пока поскромнее — ведь современные люди начали свое развитие всего 100–200 тысяч лет назад, тогда как голый землекоп занимался своим развитием более 50 миллионов лет. Главным свойством, объединяющим нас, является очень затянутый период молодости, полового созревания, что несвойственно другим видам живых существ. А теперь я, наверное, вас огорчу, сказав, что в случае, если наша теория окажется верна, ждать нашего 500–600-летия как виду придется еще миллионы лет. Единственный выход ускорить процесс — разгадать загадку молодости голого землекопа. Для этого мы еще в сентябре прошлого года привезли в НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского МГУ первое большое семейство африканских грызунов из 26 особей в составе царицы, двух ее мужей и 23 слуг. Есть предположение, что основным драйвером долгожительства является их социальный уклад, может, даже более социальный, чем наш.