Во многих странах и культурах присутствует традиция петь ребенку колыбельную, укладывая его спать. Специалисты, представляющие Гарвардский университет, выяснили, что, вероятно, подобное желание заложено в людей на генетическом уровне и, более того, именно к колыбельным восходит вся мировая традиция исполнения музыкальных произведений.


фото: pixabay.com

Как предполагают специалисты, дети, которые слышали колыбельную, понимают, что они не обделены вниманием родителей, могут рассчитывать на их заботу и защиту. В то же время, сами родители могут совмещать пение колыбельной с выполнением ещё более «практических» задач, будь то приготовление пищи или забота о других детях. Именно благодаря этому, по мнению ученых, колыбельные превратились в неотъемлемый элемент многих культур, а вероятно, стало частью человеческой природы даже с эволюционной точки зрения.

Исследователи размышляют, что в древние времена взаимоотношения маленьких детей и взрослых были более сложными, чем может показаться на первый взгляд. Человеческие дети не могут на уровне инстинкта определить, какая пища не является ядовитой, а какое времяпрепровождение — безопасным, поэтому они ощущают, что в любой момент им может понадобиться внимание родителей. При этом внимание представляет собой ограниченный ресурс, и дети стараются за него бороться, в том числе издавая громкие крики. Родители, в свою очередь, понимают, что если детский плач игнорировать, он привлечёт хищников, но не могут они и посвящать всё своё время тому, чтобы активно следить за ребёнком и помогать ему. Таким образом, колыбельные могли сформироваться как эволюционный механизм, позволяющий урегулировать этот древнейший «конфликт поколений». Колыбельная представляет собой сигнал, убеждающий ребёнка, что внимание он получает, но данный сигнал не требует большого количества реальных усилий, что делает его идеальным «компромиссом». Более того, если родитель в зависимости от ситуации менает тон и манеру исполнения, это дополнительно убеждает детей в том, что они не одиноки в этом мире. Наконец, преимуществом колыбельной является то, что она значительно тише детского плача, а значит, позволяет не привлекать к себе нежелательного внимания.

После того, как колыбельные стали исполняться, с ними произошло то же, что и со многими другими «удачными» эволюционными приспособлениями — сначала они стали распространяться, и их исполнение всё больше становилось своего рода инстинктом, а затем на их основе стали формироваться другие явления, в данном случае — культура пения и исполнения других музыкальных композиций, предполагают специалисты.

Научная работа опубликована в журнале Evolution and Human Behavior.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *