Проведенное в России исследование показало, что четверо из пяти жителей страны предрасположены к набору лишнего веса и развитию ожирения на генетическом уровне. 82 процента россиян являются носителями соответствующего варианта гена аппетита FTO, утверждают исследователи.

фото: Михаил Ковалев

Как отмечают учёные, заинтересовавший их «ген ожирения» был открыт ещё в 2007 году, то есть почти десять лет назад, в ходе одного из первых проектов по массовому сравнению геномов европейцев. Как выяснилось, мутации в некоторых участках этого гена (например, rs1558902) повышают вероятность развития ожирения и диабета. Также индекс массы тела человека (этот показатель представляет собой вес в килограммах, разделённый на квадрат роста в метрах) в некоторой степени зависит и от взаимодействия FTO с соседними участками ДНК.

В ходе исследования специалисты изучили гены примерно двух тысяч россиян. Как выяснилось, примерно у половины людей одна из копий гена FTO содержит мутацию, повышающую индекс массы тела в среднем на 0,13-0,18 единиц, или примерно в 500 граммах лишнего веса при росте около 170 сантиметров. Ещё треть участников исследования обладала одновременно двумя копиями мутации в rs1558902. По словам генетиков, это повышает вероятность развития у человека ожирения в 1,7 раза.

Специалисты утверждают, что полученные ими данные помогают лучше понять причины развития ожирения у многих людей, а как следствие, могут помочь разработать более эффективные программы по борьбе с лишним весом.

Исследователи напоминают, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно треть населения Земли сегодня страдает от ожирения, и в будущем, согласно прогнозам, этот процент будет продолжать увеличиваться. В России, по текущим оценкам НИИ питания, с ожирением сталкиваются около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин в возрасте старше 30 лет.